Социологические исследования в практике работы библиотек
Колосова, Е.А. Войну читают дети / Е.А. Колосова, С.А. Кузнецов // Современная библиотека. - 2016. - №4. - С. 16-19.
В 2015 г. Российская государственная детская библиотека инициировала межрегиональное социологическое исследование «Тема Великой Отечественной войны в чтении детей и подростков», целью которого было выявить, насколько современные дети и подростки испытывают необходимость в изучении истории войны; осуществляется ли передача памяти о событиях войны и её участниках в семьях; читают ли дети и подростки книги о войне и как относятся к произведениям военной тематики.
Статья представляет краткие результаты исследования, которое проходило в Москве, Липецке, Севастополе, Симферополе, Ставрополе. Его участниками, кроме РГДБ, были Липецкая областная детская библиотека, Центральная детская библиотека имени А.П. Гайдара (Севастополь), Крымская республиканская детская библиотека имени В.Н. Орлова (Симферополь), Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева.
Сборник статей подготовлен к 9-й Всероссийской Рабочей встрече «Социолог и психолог в библиотеке», состоявшейся 22–24 марта 2016 г. Организаторы Рабочейвстречи – Российская государственная библиотека для молодёжи и Российская государственная детская библиотека. Тема Встречи – «Библиотека в современном обществе: традиции и инновации». В статьях затрагивается широкий круг вопросов: функционирование библиотеки в сегодняшнем меняющемся мире, потребности и ожидания различных групп пользователей, направления работы библиотечного психолога и т. д. Специальный раздел посвящён исследованиям чтения. Авторы сборника – специалисты из федеральных, региональных, муниципальных библиотек, преподаватели.
Статья о проблемах и перспективах библиотечной социологии по итогам круглого стола по библиотечной социологии, прошедшего в Российской государственной библиотеке.
Данный сборник открывает серию выпусков «Библиотечные социологи и психологи представляют: программы, методики, исследования». В первом разделе, «Программы и методики», представлены опыт работы психолога ЦГДБ, библиотечная программа «Личность в информационном пространстве», а также описание игры-квеста по профориентации подростков и старшеклассников. Второй раздел содержит исследования креативности у современных подростков и восприятия младшими школьниками поэзии, а также результаты социологических исследований о чтении и медиапотреблении российских детей и подростков.
В сборнике представлены результаты социологических исследований, проведенных специалистами СГК УНБ им. М.Ю. Лермонтова в 2008-2009 годах в библиотечной отрасли Ставрополья, собраны выступления коллег из городов и районов края в ходе выездных зональных семинаров. Материалы сборника будут интересны и полезны всем, кто ведет библиотечные исследования и внедряет в практику работы их результаты.
В книге представлена система рекомендаций по организации и проведению социологических исследований как в библиотеке, так и за ее пределами. Автор – кандидат социологических наук, участник и руководитель многих исследований по проблемам чтения и библиотеки. Пособие адресовано библиотекарям, занимающимся исследовательской работой, а также может быть полезно преподавателям и студентам колледжей и вузов культуры.
Сборник материалов освещает опыт исследовательской деятельности в библиотеках России за 2008-2010 гг. и не ограничивается материалами, касающимися деятельности детских, юношеских и детско-юношеских библиотек. Авторами исследований и актуальных статей являются коллеги из научных и публичных библиотек, из библиотек учебных заведений, преподаватели, ученые – все, кто так или иначе «выходит» на информационные и досуговые потребности представителей нового поколения, на роль сегодняшней и завтрашней библиотеки в их удовлетворении и формировании.
Данный аналитический материал посвящен теме PR и внешних связей библиотек. В нем дается определение PR-деятельности в сфере библиотечного обслуживания, рассматриваются основные формы PR-работы, практикуемые библиотеками, принципы и виды взаимодействия с внешними партнерами. Обосновывается необходимость пиара в современных условиях для обеспечения существования и деятельности библиотек. Рассматриваются интересные примеры деятельности детских библиотек России, направленной на установление внешних связей, укрепление имиджа библиотеки.
|