Стили семейных отношений
Существует множество теорий и подходов к процессу воспитания. Мы остановимся на наиболее часто встречаемых как в теории, так и на практике: диктат, он же авторитарный; гиперопека; невмешательство, или индеферентность; сотрудничество, либо авторитетный стиль.
Определить свой стиль воспитания ребёнка вы можете,
ответив на вопросы теста "Стиль семейного воспитания".
Диктат / авторитарность
Само слово говорит за себя. В данном подходе позиция родителя всегда одна: «Я всегда прав, я лучше знаю, что нужно моему ребёнку». Такие родители подавляют инициативу и чувство собственного достоинства, значимости у ребёнка. Результатов у такого воспитания два:
«Родители жестоки со своими детьми, потому что родители сделали вклад в них. Родители имеют свои амбиции, честолюбивые мечты, которые они хотели бы осуществить через своих детей – вот почему они жестоки. Родители жестоки, потому что у них есть идеалы: они хотят, чтобы дети осуществили их несбывшиеся мечты. Дети должны быть их продолжением».(ОШО «Новый ребёнок»)
Гиперопека
Гиперопеку можно сравнить с «залюбленностью». Это чрезмерная забота, когда родители буквально не дают развиваться самостоятельности: «Сам ты плохо оденешься, дай я сама. С этими ребятами не дружи, научат плохому. Мама лучший друг, я должна знать о тебе всё». Защищают даже при отсутствии реальной опасности, постоянно держат около себя.
Родители, обеспечивая удовлетворение всех потребностей ребёнка (реальных и мнимых), ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимают «огонь» на себя, тем самым, попутно реализуя неосознанное желание в будущем получить от ребёнка всё вложенное в него: «Я тебе всю жизнь отдала, а ты…» (см. книги А. Некрасова «Материнская любовь»).
Результаты такого подхода на лицо:
Невмешательство / индифферентность
Это система независимого сосуществования под одной крышей людей, формально называющихся семьёй. Ребёнок предоставлен сам себе. Родители могут полагать, что это, мол, способствует развитию самостоятельности, ответственности.
В результате вырастают люди с эмоциональным голодом, которые любой взгляд в свою сторону будут воспринимать за любовь, и жестко разочаровываться раз за разом. Недоласканные в детстве, не получившие нужной родительской заботы, они вырастают одинокими, недоверчивыми, жаждущими любви, но не знающими что это такое.
Сотрудничество / авторитетный
Ведущая позиция воспитания в данном случае – слово «мы». Ребёнку предоставляется определённая свобода (по возрасту), но рядом всегда находится взрослый, который готов вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, поговорить. Всю семью объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.
«Вы не вмешиваетесь, если вы ЛЮБИТЕ. Вы говорите: «Хорошо, иди. Ищи СВОЙ путь, СВОЮ истину. Будь тем, кем ты хочешь быть. Я не встану у тебя на пути. И не буду мешать тебе своим опытом, потому что это МОЙ опыт. Ты – это не я. Ты не должен быть моей копией. Ты не должен имитировать меня. Я буду только помогать тебе. Кем бы ты не хотел быть – будь. С моего благословления и со всей возможной моей помощью». (ОШО «Новый ребёнок»)
По материалам книг Д. Балыко
|