«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Материалы

Семья – малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью,  отношения в которой регулируются нормами морали и права.

Условия для существования семьи: совместная деятельность, пространственная локализация, общекультурная среда.

Основные характеристики семьи – дееспособность / недееспособность, активность.

 Дееспо­собность семьи может быть:

•   ограниченная (в силу психосоматических, возрастных осо­бенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать сред­ства к существованию и вписаться в систему социальных отноше­ний — пенсионеры, инвалиды);

•   временно ограниченная (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономи­ческую самостоятельность; например, семьи, переживающие ка­кой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов);

•   неограниченная (члены семьи имеют полный спектр воз­можностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).

Активность семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т.е. степень самообеспечения и само­помощи.

Выделяют три вида активности:

•   собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);

•   ограниченная активность;

•   пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мо­бильность, неразвитость адаптационных способностей).

Так же выделяют такое понятие, как психологическое  здоровье семьи. Это со­стояние душевного психологического благополучия семьи, обес­печивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведе­ния и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.

 Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связа­ны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь дру­гим членам семьи («снисходительная, потворствующая гипер­протекция» и «чрезмерная опека»);

2) с неадекватностью соот­несения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе со­циального развития (трудности восприятия противоречий совре­менного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризис­ные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воз­действием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жиз­ненных факторов. Главной проблемой, как правило, является по­ложение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В небла­гополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных не­желательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая силь­ные и продолжительные отрицательные эмоциональные состоя­ния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным ус­тупкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его фак­торам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занима­ют непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компро­миссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо труд­ных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаи­моотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

К основным функциям семьи можно отнести:

  • репродуктивную — биологическое воспроизводство и сохране­ние потомства, продолжение рода;
  • воспитательную — духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи­тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
  • хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
  • экономическо-материальную — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных;
  • организация  досуга — поддержание семьи как цело­стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
  • социальный контроль — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика