Конфликты
Конфликт (conflictio, лат.) — столкновение, борьба, спор, ссора.
Как бы вы ни относились к конфликтам: боитесь ли вы их, избегаете или же с удовольствием ввязываетесь, а может, даже и раздуваете — без них наша жизнь не обходится. В споре рождается истина. Непонимание между людьми и, как следствие, конфликты учат нас договариваться с другими людьми, учитывая интересы каждого.
Но споры и конфликты бывают разные. Когда-то философы определили главные разновидности спора: спор ради победы, спор ради спора и спор для выяснения истины. В конфликте все так же. Конфликт начинается, когда несовпадающие интересы сталкиваются; заканчивается — когда остается один интерес. Все либо договариваются, находят вариант решения проблемы, устраивающий все стороны, либо побеждает одна точка зрения, а остальные отступают, не выдержав мощного натиска одной из недовольных сторон.
Увы, конфликты неизбежны, но не стоит их бояться. Если конфликт назрел, лучше его разрешить в ближайшее время и мирным путём, чем долгие дни избегать неприятной ситуации и делать вид, что всё замечательно. Такое поведение создаст дополнительную напряжённость и только усугубит обстановку. Нет ни одного человека, который хоть раз в жизни не выяснял отношения с другими. Правда, ведут себя в таком столкновении все по-разному: кто-то доказывает свою правоту и пытается добиться победы любой ценой, а кто-то стремится к сотрудничеству и конструктивному решению проблемы.
Узнать свою тактику поведения в конфликте вы можете, ответив на вопросы онлайн-теста, перейдя по ссылке http://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=984&Itemid=99.
Что полезно, а что вредно при выяснении отношений и ссорах с другими людьми:
Главное:
Постарайтесь не ввязываться в конфликт, если не определили для себя, чего вы хотите. Не имея чёткой позиции, подкреплённой весомыми аргументами, вы вряд ли сможете достойно отстоять свою точку зрения, а только испортите себе настроение и понизите самооценку. Однако и позиция избегания - не лучший вариант. Если кто-то пытается ущемить ваши права и предъявляет претензии, вы можете и должны хотя бы высказать своё видение возникшей проблемы.
Что полезно:
1. Дайте возможность твоему собеседнику «выпустить пар»: сказать все, что «накипело», и попросите его четко сказать, чего же он хочет и чем недоволен.
2. Постарайтесь не выходить из себя и четко скажите, чего хотите вы и чем недовольны в этой спорной ситуации.
3. Не «подливайте масла в огонь»: не увязайте во взаимных обвинениях и обидах.
4. Старайтесь держаться на равных. Если вы виноваты, то извинитесь и спокойно признайте свою ошибку, без самоуничижения, без чувства вины, с достоинством.
5. Не уходите от темы конфликта, личность человека тут ни при чем.
6. Позвольте другому остаться при его мнении. Попытайтесь договориться о том, чего конкретно не следует делать дальше, чтобы ссора снова не раздувалась.
Что вредно:
1. Не учитывать интересы другого человека. Смотреть на него очень критично.
2. Видеть ситуацию только со своей стороны.
3. Обвинять.
4. Показывать свое превосходство.
5. Приписывать ему отрицательные черты характера и плохие намерения. Задевать «болевые» точки собеседника, его слабые и уязвимые места. Обрушивать на другого слишком много претензий.
6. Ставить ультиматумы.
По материалам книги Е. Розановой "Лев в шкафу, или А теперь узнай всю правду о себе".
|