«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Жить — значит чувствовать. Но быть чувствительным порой бывает слишком больно, а потому часто мы не выдерживаем своих чувств и с трудом воспринимаем проявления чувств у наших детей и пытаемся от них быстрее избавиться разными способами.

Чувства — это то, как психика реагирует на окружающий мир, как она отражает его воздействие на человека: любовь, печаль, страх, стыд, вина, гнев, отвращение и др.Человек испытывает чувство комплексно. Например, он чувствует стыд – это психический компонент- у него краснеет лицо, становятся влажными ладони, его кидает в жар — телесный компонент- в это время он может думать: «Какой ужас! Теперь они будут думать, что я…» — мыслительный процесс- в соответствии с этим человек может производить действия — извиняться, защищаться, делать вид, что ничего не произошло, скрывать свои эмоции и т.д.

Зачем нам нужны органы чувств, которые есть у нашего тела от природы? Осязание, обоняние, зрение, слух… Для того, чтобы руководствуясь ими, мы наиболее лучшим образом приспосабливались к окружающему миру. То же самое можно сказать и о психических чувствах.  И, если использовать их по назначению, то страх позволяет избегать опасности или быть более осторожным, гнев помогает установить границы, постоять за себя, горевание – оплакать потери, радость – понять, что для человека важно, что ему нравится.

Чувства – это важнейшая информация человека о себе, научившись использовать которую, человек способен значительно улучшить свою жизнь, «стать собой», понимать себя. Ведь чувства всегда предметны и конкретны — знаю чего боюсь, от чего горюю, кто и чем меня обидел.

Есть одно чувство, которое ни к чему определенному не относится — это тревога. Повышенная тревожность, тревожное напряжение возникают, когда остальные чувства подавляются, не осознаются и не проявляются. Обычно под этим чувством, как под одеялом прячутся гнев, обида, грусть…
Культуру чувствования, проживания чувств необходимо развивать с раннего возраста. Почему? Чувства имеют двойную природу — внутреннюю и внешнюю.  Иногда люди склонны обвинять других в появлении своих чувств: «Ты меня разозлил!», или только себя «Я злюсь, наверное я злой человек!», ни то, ни другое не верно, так как внешняя ситуация вызывает в человеке чувство при определенных внутренних условиях.
Приведу простой пример. Если родители устали или ругаются, то на шум в детской они будут злиться (часто несправедливо обвинив ребенка в своих чувствах), если у них все хорошо, то могут вместе порадоваться, наблюдая за игрой детей.  Поэтому важно учиться брать разумную долю ответственности за свои чувства и учить этому ребенка.

Психологи рекомендуют:

  • Позволяйте детям иметь какие угодно чувства, так как их появление невозможно контролировать. Помните: не существует плохих чувств. Есть чувства, испытывать которые может быть болезненно (например, грусть), а может быть не принято, например, зависть. Но все эти чувства – всего лишь информация о внутреннем мире ребенка, которая показывает, что для него важно, чего он хочет. Деструктивно не то что чувство возникло, а то, как оно выражается – учим ребенка проявлять такое чувство, не причиняя вреда себе и окружающим.
  • Помогайте учиться распознавать возникшие чувства, проявляйте понимание. Похоже, ты расстроен, злишься, боишься, … так бывает со всеми, это нормально в такой ситуации».
  • Ни в коем случае не ругайте ребенка за выражение чувств! Это нормальная человеческая реакция — плакать от болезненных чувств, смеяться и прыгать от радости или кричать от страха.
  • Помогайте проживать чувство — не убегать от него вместе с ребенком, не отвлекать, а побыть вместе с ребенком, позволив ребенку излить его вам, иначе оно останется внутри.
  • Помогайте выразить чувство. Для этого есть много способов: нарисовать, написать о чувстве, проговорить, побить подушку, проплакаться вволю. Очень важно давать плакать! Любое отрицательное чувство проживается и облегчается через слезы! Именно так происходит выведение гормонов стресса из организма.
  • И будьте уверены: если от чувства не убегать, оно достигнет своего пика и пойдет на спад, не «застрянет» внутри, и не будет подчинять себе поведение!

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика