Жить — значит чувствовать. Но быть чувствительным порой бывает слишком больно, а потому часто мы не выдерживаем своих чувств и с трудом воспринимаем проявления чувств у наших детей и пытаемся от них быстрее избавиться разными способами.
Чувства — это то, как психика реагирует на окружающий мир, как она отражает его воздействие на человека: любовь, печаль, страх, стыд, вина, гнев, отвращение и др.Человек испытывает чувство комплексно. Например, он чувствует стыд – это психический компонент- у него краснеет лицо, становятся влажными ладони, его кидает в жар — телесный компонент- в это время он может думать: «Какой ужас! Теперь они будут думать, что я…» — мыслительный процесс- в соответствии с этим человек может производить действия — извиняться, защищаться, делать вид, что ничего не произошло, скрывать свои эмоции и т.д.
Зачем нам нужны органы чувств, которые есть у нашего тела от природы? Осязание, обоняние, зрение, слух… Для того, чтобы руководствуясь ими, мы наиболее лучшим образом приспосабливались к окружающему миру. То же самое можно сказать и о психических чувствах. И, если использовать их по назначению, то страх позволяет избегать опасности или быть более осторожным, гнев помогает установить границы, постоять за себя, горевание – оплакать потери, радость – понять, что для человека важно, что ему нравится.
Чувства – это важнейшая информация человека о себе, научившись использовать которую, человек способен значительно улучшить свою жизнь, «стать собой», понимать себя. Ведь чувства всегда предметны и конкретны — знаю чего боюсь, от чего горюю, кто и чем меня обидел.
Есть одно чувство, которое ни к чему определенному не относится — это тревога. Повышенная тревожность, тревожное напряжение возникают, когда остальные чувства подавляются, не осознаются и не проявляются. Обычно под этим чувством, как под одеялом прячутся гнев, обида, грусть…
Культуру чувствования, проживания чувств необходимо развивать с раннего возраста. Почему? Чувства имеют двойную природу — внутреннюю и внешнюю. Иногда люди склонны обвинять других в появлении своих чувств: «Ты меня разозлил!», или только себя «Я злюсь, наверное я злой человек!», ни то, ни другое не верно, так как внешняя ситуация вызывает в человеке чувство при определенных внутренних условиях.
Приведу простой пример. Если родители устали или ругаются, то на шум в детской они будут злиться (часто несправедливо обвинив ребенка в своих чувствах), если у них все хорошо, то могут вместе порадоваться, наблюдая за игрой детей. Поэтому важно учиться брать разумную долю ответственности за свои чувства и учить этому ребенка.
Психологи рекомендуют:
|