«Поддержка материнства и детства, обеспечение достойного уровня и качества жизни российских семей входит в число наших национальных приоритетов» В.Путин

 Детская агрессия

С латинского языка «агрессия» переводится как нападение. Агрессия может быть как вербальной (выраженной словом), так и невербальной (выраженной действием). Применимо ли это понятие к нашим детям? Что такое детская агрессия, какие меры следует принять, чтобы ее не допустить, и как побороть, если она возникла?

Agressivnyiy rebenokАгрессивное поведение можно наблюдать у детей в разном возрасте. В год они могут укусить вас, демонстрируя недовольство вашими действиями. В 4 года дети уже направляют агрессию не на родных, а на сверстников (могут ударить ведерком по голове, толкнуть, стукнуть). Ну а шестнадцатилетние способны расстрелять свой класс, если недовольны окружающими. Конечно, это крайние проявления, но если не пытаться разобраться, где нормальное возрастное поведение, а где патологическое нарушение, то последствия могут быть плачевными.

Агрессивность у детей — это. прежде всего, манера поведения. Откуда она берется, отчего появляется?

Самая значимая причина агрессивности детей в возрасте до 5-6 лет, — это поведение взрослых, старших братьев и сестер. Почти всегда агрессия идет из семьи (чуть позже добавится «отзеркаливание» ситуаций из детского сада). Чем больше вы будете кричать, тем чаще ребенок будет повторять то действие, которое этот крик вызывало. Прежде чем бить тревогу, тащить малыша к неврологам и психологам, давать успокоительные средства (которые почему-то нынче очень в моде и чуть ли не приравниваются к витаминам) — необходимо заняться самоанализом.

 

Метод  «контроль собственных агрессивных проявлений». Возьмите лист бумаги либо создайте новую заметку в телефоне и фиксируйте хотя бы три дня следующие явления:

  1. Сколько раз за день вы повысили голос непосредственно в адрес ребенка.
  2. Сколько раз за день вы повысили голос на других детей или мужа.
  3. Сколько раз за день вы обняли и поцеловали ребенка.
  4. Сколько раз за день вы отправили ребенка заняться своими делами в ответ на его просьбу поиграть с ним/посидеть/погулять.
  5. Сколько раз вы извинились за срывы в своих эмоциях, если они были.

Когда родители впервые читают этот список, они говорят: «Ну это смешно, что же, мне уже прикрикнуть нельзя?». Прикрикнуть можно, но только запишите этот факт. Знаете, что происходит при заполнении листа (конечно, если задание делают честно, хотя бы потому, что жалко заплаченных психологу денег)? Так вот, ко второй половине первого дня количество записанных случаев под пунктами 1. 2 и 4 падает, а под пунктом 3 — растет. Что же происходит дальше? Через 1-2 недели количество агрессивных проявлений снижается. Вы перестаете быть «кривым зеркалом» для своих детей, и обстановка в семье начинает оздоравливаться.

Подведем итог:

  1. Детскую агрессию может победить только взрослый любящий человек.
  2. Для того, чтобы преуспеть в этом — начните с себя.
  3. Если у вас все благополучно, изучите окружение ребенка — детский сад, друзей, игрушки и телевизор (компьютер).
  4. Создавайте для ребенка максимально доброжелательную среду, контролируйте по мере сил собственные эмоции.
  5. Следите за своей речью, исключите мат и откажитесь даже от шуточных ругательств и пошлостей.
  6. Помните, большая часть агрессивных проявлений временна, обычно агрессивные выпады проходят до 6-7 лет.
  7. С самого раннего возраста учите ребенка говорить «извини», анализировать свои действия, сожалеть о них, помнить о чужих чувствах («Не делай так — цветочку, киске, игрушке больно!»).

По материалам книги Сурковой Л. "Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет".

 

Игры для агрессивных детей

Подвижные игры

"Обзывалки"
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

"Два барана"
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

"Тух-тиби-дух"
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

"Попроси игрушку" — вербальный вариант
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

"Попроси игрушку" — невербальный вариант
Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

"Прогулка с компасом"
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

"Зайчики"
Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения". Кроме упражнения "Зайчики" рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе "Как играть с тревожными детьми".

"Я вижу..."
Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

 

 

 

Поиск

Актуально



Внимание! Полезное чтение!

vistavka 3kvart

Досуг детей

dosug2

Pozitiv kontent

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

 Адаменко Светлана Викторовна

telefon

Яндекс.Метрика