«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Капризы

Слово происходит из латинской группы языков, подтверждено как производное от итальянского capriccio, прихоть. Собственно, прямой перевод – прихоть – вполне хорошо объясняет суть явления: желание, хотение, не обусловленное прямой необходимостью, возникшее под воздействием ситуации.

Однако в восприятии прихоти всегда есть субъективный момент: с точки зрения человека, воспринимающего или находящегося в позиции исполнителя прихоти или каприза, потребность, возникшая у кого-то, может быть действительной и объективной, а вот мотивация или форма ее донесения воспринимается, как каприз.

Чаще всего именно таким образом родители и окружающие воспринимают детские капризы и истерики, которые в основе своей имеют определенные потребности, но доносит ребенок до взрослых их в своей возрастной норме в форме, которая считается детским капризом.

Одни и те же проявления детских капризов в зависимости от установки взрослого могут восприниматься как характерологические особенности ребенка (истеричный, упрямый), так и в качестве маркера ситуативной реакции, вызванной самочувствием ребенка или его восприятием внутрисемейных отношений, методов воспитания.

Если понятие «детский каприз» воспринимать широко и относить ко всем случаям проявления немотивированных желаний, упрямств ребенка, то можно выделить несколько определенных причин капризов ребенка. Наблюдение за поведением, возникновением капризов в значительной степени помогает родителям избегать негативных проявлений.

Капризы ребенка, как правило, – это попытка добиться внимания, сообщить о своих потребностях. Маленькие дети редко способны понять причины своих желаний и выразить их в приемлемой и адекватной форме. «Расшифровка» причин несоответствующего поведения и устранение его причин – задача родителей или замещающих их лиц.

В то же время сами взрослые нередко виноваты в закреплении истерических черт характера, в формировании капризов и создании провокационных ситуаций.

Причины капризов ребенка

Причины капризов ребенка зависят от многих факторов. Наиболее распространенные факторы, провоцирующие такое поведение, можно условно разделить на несколько групп:

  • Физическое недомогание.

Пик капризности у маленьких детей возникает при утомлении, чувстве голода, перевозбуждении, а также при начале и в течение соматического заболевания. Малыши не в состоянии сформулировать, что необходимо их организму для улучшения самочувствия, и нередко за желанием съесть немедленно что-то сладкое, получить игрушку, пойти именно в ту сторону скрываются физиологические сигналы организма, свидетельствующие о нарушении режима или развитии вирусного заболевания. Внезапные капризы, противоречивое, протестное поведение, разноплановость демонстрируемых эмоций или, наоборот, заторможенность, «зацикленность» на одном желании, возникающие вдруг, как правило, свидетельствуют о резком физическом дискомфорте. В ситуации, когда заболевание хроническое, болезнь продолжается длительное время, такие проявления необходимо отслеживать и корректировать обилием новых, позитивных эмоций и впечатлений, вниманием, совместным времяпрепровождением;

  • Стили воспитания.

Наиболее провокационными для возникновения капризов считаются гипер- и гипоопека, а также несогласованный стиль воспитания, который может присутствовать как у одного члена семьи («из крайности в крайность», от повышенной строгости сегодня до избытка любви и заботы завтра), так и сочетаться у разных взрослых. Ярко выраженные пограничные стили воспитания способствуют формированию и закреплению патологических черт характера ребенка. При этом причины капризов ребенка в начале будут отличаться от причин при уже формирующейся дисфункции. Если капризы маленького ребенка при подобной ситуации будут следствием попытки донесения сообщения «не надо со мной так обращаться», то впоследствии капризы становятся способом управления ситуацией;

  • Отношения внутри семьи

Напряженные внутрисемейные отношения также являются причиной капризов у ребенка, даже если, по мнению взрослых, дети их не замечают. Это именно та ситуация, когда скрытые или явные конфликты и недовольство среди взрослых сопровождаются ухудшением поведения маленького члена семьи. В основе подобного явления лежит снижение общего позитивного уровня взаимоотношений в семье и уменьшение количества внимания к детям;

  • «Ложные капризы»

Возрастные кризисные периоды, сопровождающиеся попытками отделения малыша от мамы, формированием структуры самосознания, исследовательским интересом нередко воспринимаются взрослыми, как упрямство, истеричность, капризность. Подобные явления, хотя и приносят немало сложностей в воспитании малышей, надо отделять от импульсных капризов и радоваться: их наличие свидетельствует о правильном и гармоничном развитии личности ребенка, и ими вполне можно управлять.

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика