Утомление
Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах - она у меня перед глазами.
Когда ребенку 6-7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13-14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир - это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.
По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:
Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.
Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.
Что необходимо знать родителям и педагогам для сохранения здоровья ребенка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в процессе обучения:
Упражнения на расслабление мышц рук.
1.«Кулачки».
Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, так, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко приятно стало. Слушаем и делаем как я. Спокойно. Вдох-выдох.
И каждое последующее упражнение повторяется три раза.
Руки на коленях, кулачки сжаты.
Крепко, с напряжением, пальчики прижаты. Сжать пальцы.
Пальчики сильнее сжимаем –Отпускаем, разжимаем
Легко приподнять и уронить расслабленные руки.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.
2. «Олени».
Представим себе, что мы – «олени». Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставить пальцы. Вот какие рога у «оленя»! Напрягите руки, напряжение приятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойный вдох-выдох.
Посмотрите: мы – «олени!»
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени ….
Руки напряжены и расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Упражнения на расслабление мышц ног, рук и корпуса.
«Кораблик»
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу,
Прижимаем к полу правую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону. Прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились! Расслабили ногу. Вдох-выдох.
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/27/utomlenie-i-pereutomlenie-u-detey-doshkolnogo
|