Модальность
Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств. Те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию, известны как репрезентативные системы или ведущая модальность. Таких способов видения мира (каналов) три:
- визуальный (зрительный), то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);
- аудиальный (слуховой), то, что можно слышать (звуки);
- кинестетический (ощущающий), то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения, температура и прочее, сюда же относятся эмоции и переживания).
Визуалы. Про людей с ведущим визуальным каналом придумана поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, при обработке информации они сразу превращают слуховые и прочие сигналы в зрительные образы, которые, собственно, и запоминают.
Считается, что зрительная память у таких людей развита намного лучше, чем у всех остальных, что неудивительно — ведь именно ею они пользуются чаше всего. Определить при общении, что вы имеете дело с визуалом, очень легко. Такой человек даже в речи часто использует весьма характерные зрительные метафоры, например, он говорит: «я хорошо вижу эту проблему», «я смотрю на этот вопрос шире» - и так далее.
В комнате визуал постарается занять такое место, с которого ему будет всех и все хорошо видно: особенно для него важно, чтобы в поле его зрения оказалась дверь. Также они любят садиться у окна, особенно если из него открывается красивый вид. Для них огромное значение имеет внешний вид, причем и свой, и чужой. Они тщательно продумывают интерьер своего жилища, а вид пиши иногда значит для них больше, чем ее вкус.
При общении эти люди очень четко держат дистанцию не оттого, что опасаются близости, а потому, что собеседника обязательно должно быть хорошо видно.
Неудивительно, что подавляющее число художников, дизайнеров (от компьютерных до ландшафтных) относятся к визуалам.
Аудиалы - люди, предпочитающие слуховой канал, все делают через звук: слушают, говорят, размышляют. Даже когда они читают про себя, у них шевелятся губы, что вовсе не означает их малограмотность, просто аудиалам так удобнее.
Они очень часто говорят вслух сами с собой, да и с другими делают это с явным удовольствием. В общении они предпочитают находиться поближе к собеседнику, чтобы лучше слышать его, но при этом не любят смотреть в лицо, и особенно в глаза. К словам вообще и к похвале в особенности аудиалы весьма чувствительны.
Естественно, лучше всех остальных они распознают оттенки интонаций и тембр голоса собеседника, а в речи используют много слуховых метафор: «Перестань скрипеть»; «Я услышал твою проблему».
К внешности, обстановке в доме, виду и вкусу еды они достаточно равнодушны, но зато красивый голос может тронуть их до самого сердца. А бубняший звук включенного телевизора за стеной может довести до белого каления.
Аудиалы часто становятся музыкантами, певцами, из них получаются прекрасные лекторы и психологи.
Кинестетики - это люди, все жизненные события переводящие на язык телесных ощущений, вкуса, осязания и обоняния. Как ни странно, но инструментом для обработки информации и принятия решении для них служит интуиция.
Они слушают свои внутренние ощущения, подчиняются им и часто поступают безошибочно.
Для кинестетиков крайне важны прикосновения, так что дистанция при общении у них минимальная — им все хочется потрогать, в том числе и собеседника. Любые прикосновения несут для кинестетиков переизбыток информации, и поэтому в быту такие люди крайне внимательны и чувствительны к комфорту, вкусной еде и приятным запахам. Принцесса на горошине из одноименной сказки — вот яркий пример типичного кинестетика.
Людей этого типа можно узнать и по весьма характерной манере говорить, например, «когда я вижу этого человека, у меня мурашки бегут по коже». Вообше же любимое слово кинестетика — «чувствую», его они употребляют к месту и не к месту. Кинестетики обожают все. что дает им сильные телесные ощущения — спорт, танцы.
Что же касается профессиональных предпочтений, то кинестетиков много среди циркачей, танцоров, массажистов.
Наша психика устроена так, что у каждого человека в силу каких-то причин ведущим становится только один канал из трех. Доминирующая модальность формируется достаточно рано и сохраняется чаще всего на всю жизнь. На выбор канала могут влиять самые разные обстоятельства — от воспитания и культурных стереотипов до генетической предрасположенности и физических особенностей.
- от визуала можно требовать быстрого решения задач
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
Предлагаем определить ведущие способы познания вашего ребенка, с помощью теста. Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/04/21/opredelenie-vedushchego-sposoba-poznaniya
|