«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Правила

Правила в жизни ребенка. 

Правила существуют в жизни каждого человека, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Но часто родители сталкиваются с тем, что, когда они вводят правила для ребенка, ребенок бывает не готов им следовать, реагирует на появление правил криками и истериками.  Как же сделать так, чтобы ребенок смог спокойнее реагировать на появление правил в семье и научился организовывать свое поведение в соответствии с ними? Давайте рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут сделать этот процесс менее болезненным.

А начнем мы с вопросов: «Что такое правило?», «Зачем ребенку нужны правила?»

Правило – это норма поведения, принятый кем-либо образ мыслей, действий, установленный порядок.

Наличие правил в жизни ребенка является важным условием его полноценного развития, делает его жизнь более упорядоченной и безопасной.

Например,мы знаем, что есть правила дорожного движения, и поэтому мы знаем, как нужно вести себя на дороге, и чувствуем себя более уверенно, так как понимаем, что большинство людей тоже будут стараться соблюдать эти правила. Так и у ребенка — существование правил помогает организовать его поведение, сделать его более упорядоченным, а мир для ребенка более предсказуемым.

При введении правил необходимо пояснить ребенку, зачем они нужны.

Необходимо пояснить ребенку целесообразность правил на доступном ему языке и с использованием примеров. Так как это создает для ребенка понимание, что правила - это не прихоть родителей, что они важны, так как обеспечивают безопасность или здоровье. Кроме того, так или иначе, с определенного момента правила появятся в жизни ребенка. Это может произойти, когда ребенок пойдет в детский сад или школу. И тогда хорошо, если ребенок приобрел опыт согласования своего поведения с правилами до этого, еще дома. Тогда ему будет легче принять правила, которые существуют в других местах.

При систематическом соблюдении правил у ребенка формируются такие ценные для человека качества, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.  

С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения?

На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.

Уже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них, взаимодействуя с родителями и другими родственниками. Поэтому твердое «Нельзя!», когда малыш трогает провод или лезет в розетку, поможет остановить его и обезопасить.

В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность. Самые простые, и очень нужные в этот период детства, правила — это правила безопасности. Прежде всего, до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому: «Делать больно нельзя!», «Нельзя обижать кошку или собаку». Продемонстрируйте ребенку, как можно (нужно) дотрагиваться до мамы или до кошки так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания "гладить", "прикасаться одним пальчиком", "осторожно трогать". Хорошая тренировка — гладить домашних животных или обнимать старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

В этом возрасте происходит формирование культурно-гигиенических навыков, поэтому многие правила направлены на соблюдение гигиены: «Руки мой перед едой», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

Вы очень поможете своему малышу, если будете соблюдать распорядок дня. Ежедневные дела (пробуждение, укладывание в кровать, дневной сон, прогулка) и связанные с ними семейные традиции (чтение сказки перед сном) или комментарии («Наша Машенька проснулась, потянулась, улыбнулась…»)  помогают ребенку освоить уклад семейной жизни.

Нет смысла капризничать, если все - равно уложат спать в 21 час., но при этом прочитают или расскажут сказку. Уже к младшему дошкольному возрасту ребенок готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет. В возрасте от 3 до 7 лет дети осваивают основные правила поведения, правила этикета, правила безопасного поведения.

Кто устанавливает правила?

Правила создаются вместе с детьми. Трудно соблюдать правило, если ты не знаешь его, не понимаешь, какие последствия тебя ждут в случае неисполнения. Если правило не обговаривается, а звучит как приказ, оно вызывает желание не подчиниться. Правило соблюдается, если я с ним согласен!

Если ребенку больше 4х лет, то рекомендуется составить список правил вместе с ребенком, он обязательно должен принять участие в их формулировании. Приобрести ребенку навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, помогут сказки, стихи, поучительные рассказы. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно.

Например, в сказке «Гуси-лебеди» дети нарушили правило - ушли одни из дома- и попали в сложную ситуацию.

Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в литературном произведении и в реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.

Можно найти сказки, истории, мультфильмы, где есть правила и обсудить это с вашим малышом. Спросить у него: для чего появились правила в этой истории? Что поменялось, когда они появились? Давай и мы придумаем правила для себя! В таком случае ребенку будет легче согласиться с появлением правил в его жизни: Чуковский «Мойдодыр», Маяковский «Что такое хорошо, а что такое плохо», Осеева «Волшебное слово».

Правила необходимо согласовать взрослым между собой.

Рекомендуется, прежде чем вводить правила для детей, обсудить родителям и другим взрослым, которые участвуют в воспитании ребенка, их между собой. Так как если правила у взрослых окажутся разными, то может случиться путаница. Ребенок тогда может не понимать, какие правила соблюдать, или научиться манипулировать родителями, если родители требуют разное.

Так, «добрая» бабушка, разрешая внуку смотреть мультфильмы продолжительное время, нарушает правило «Мультфильмы можно смотреть не дольше 1 часа в день». Завтра ребенок будет протестовать, когда родители попросят выключить телевизор в назначенное время, или будет капризничать и просить посмотреть еще чуть-чуть.

Правила выполняются всеми членами семьи.

На детей всегда большое воздействие имеет пример взрослого. Когда они видят, что взрослый тоже соблюдает эти правила, тогда они выражают меньше сопротивление правилам. Важно на собственном примере показывать ребёнку соблюдение правил и границ. Вы – именно тот человек, который сейчас помогает ему отстаивать свои собственные интересы в будущем! «У нас порядок такой!Поел, убери посуду за собой!»

Но могут быть правила, которые связаны с возрастными особенностями ребенка и заботой о его здоровье, поэтому они действуют только в отношении детей.

Например, правило о том, что дети идут спать в 22.00. Многие ребята начинают говорить, что они не пойдут спать, так как все не идут. В таких случаях необходимо пояснить, что оно связано с заботой о его здоровье, дети ложатся спать раньше, так как устают быстрее.

Залог успеха в воспитании детей – последовательность.

Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.

Попробуйте два дня разрешать ребенку есть конфеты перед обедом, а на третий запретите, он сразу возразит, что вчера вы ему «разрешали». Обязательно помните, что дети склонны испытывать наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только те, что не поддаются расшатыванию. В ином случае ребенок очень быстро осваивает манипуляции людьми и чувствами людей. И становиться «маленьким тираном» семьи.

Чем ребенок младше, тем более правила должны быть представлены каким-либо наглядным образом.

Чтобы ребенок мог легко и быстро запомнить правила, их рекомендуется сделать более наглядными. Для этого можно использовать картинки, рисунки, пиктограммы, короткие фразы и т.п. Правила можно зарисовать вместе с ребенком в виде понятных ребенку картинок. И обращаться к ним по мере необходимости. Можно рядом с правилом отмечать каким-либо образом (звездочки, смайлики), когда ребенку удалось их выполнить, и радоваться вместе с ним.

Правила формулируются в позитивной форме.

Правила должны быть позитивными, потому что воспитание всегда идёт на «позитивной ноте» и питается не запретами, а счастьем и ободрением. В правиле должен быть образец поведения, а не антиреклама. Например: «Старайся всегда говорить правду!» вместо «Нельзя обманывать!»

Если ребенок хочет смотреть мультики, то вы не говорите: «Нельзя!», а говорите: «Можно, но только 1 час». Это позволяет принять ситуацию рамок легче, не отменить исполнение желания, а отложить его. Кроме того, ребенок чувствует, что его желания учтены, учится считаться с обстоятельствами и контролировать ход времени. Попробуйте сформулировать правило «Нельзя играть с игрушками, пока ты не сделал уроки» в позитивной форме. «Можно играть только после того, как все уроки готовы». Эти правила могут помочь решить сложные домашние ситуации (сколько пользоваться гаджетами, как и когда развлекаться, как и когда помогать по дому).

Правила появляются из конкретной ситуации и обсуждаются здесь и сейчас.

Бессмысленно обсуждать поведение ребенка спустя некоторое время и на чужих примерах. Правило должно быть актуально в конкретной ситуации.

Например, во время прогулки вместе с ребенком можно обсудить такое правило: «Дома, на игровой площадке или в детском саду нужно относиться ко всем людям дружелюбно. Бить, отнимать игрушки или бросаться предметами запрещено. Если тебе кто-то мешает, ты можешь сказать об этом. Если ты сердишься, можешь топнуть ножкой» Таким образом, мы обсуждаем с ребенком возникшую ситуацию, вводим запрет, обговариваем правильное поведение и предлагаем альтернативное решение: «Если ты сердишься, скажи об этом или топни ножкой»

Сразу обсуждаются условия несоблюдения правила. Ребенок не может быть наказан, если это не обговаривалось заранее. Но он должен быть наказан каждый раз, как нарушит правило. Иначе оно не действует, или его можно не соблюдать, вымаливая прощение, тем самым манипулируя родителями.

Если ребенок спокойно ест за столом, не бегает за игрушками, нет смысла вводить правило: «Неправильное поведение за столом во время еды (размазывание еды, выбегание чтобы что-нибудь посмотреть или поиграть) = прием пищи закончен».

И напротив, если ребенок постоянно выбегает из-за стола, нужно выполнить договор и оставить его без обеда до ужина. Правила «нужно спать» или «нужно есть» излишни при здоровом сне и аппетите и невыполнимы нормальным образом при нарушении этих процессов.

Правил не должно быть слишком много.

Если правил становится много, то ребенок просто не сможет их все запомнить, а соответственно не сможет выполнять. Особенно поначалу, когда ребенок только учиться следовать правилу, их может быть 2-3. Тогда больше вероятность, что ребенок сможет их запомнить, усвоить и следовать им. Также постепенно по мере освоения правил можно будет добавлять новые, так как часть старых правил станут просто естественным поведением или привычкой. Например, можно ввести правило, что, приходя с улицы, ребенок моет руки. И постепенно это правило может стать хорошей привычкой, за выполнением которой не надо следить.

Количество правил и их формулировку следует соотносить с возрастом ребенка.

Чем младше возраст ребенка, тем правила рекомендуется делать более конкретными, чтобы они были понятны ребенку. Например, после игры каждый убирает за собой игрушки. И для ребенка постарше не стоит формулировать те правила, которые он уже и так выполняет, кроме того, их может быть уже больше. Очень хорошо запоминаются правила в веселой стихотворной форме. Например: «Это каждому известно, что берешь, клади на место» «Когда тебя ругают за шалости, ты говори: «Прости, пожалуйста!»

При несоблюдении правил наступают последствия.

К сожалению, правила не всегда работают, если у них нет последствий. Мы знаем это на своем опыте. Если бы при несоблюдении правил дорожного движения не было штрафов, то их гораздо чаще нарушали. Рекомендуется, чтобы последствия у правил вытекали из самих правил. Тогда они легче принимаются ребенком. Например, если ребенок намусорил в комнате, то он сам убирает этот мусор.

Ребенок должен знать о последствиях за несоблюдение правил заранее, чтобы он был уже к этому готов. Тогда эти последствия меньше оцениваются ребенком как обидное наказание, а скорее воспринимаются как восстановление ущерба или исправление ошибок. Но никто не гарантирует, что ребенок будет это делать с удовольствием. Например, вы договорились «Если ты не убрал за собой игрушки, то их забирает взрослый и ты не сможешь с ними играть» Кстати, и последствия за нарушения правил можно обсудить и придумать вместе с ребенком. Вы увидите, что дети готовы это обсуждать, и потом легче выполняют последствия, так как они же сами их придумали.

Можно напоминать об этих последствиях в форме предоставления выбора ребенку как действовать. Например: ты можешь сделать уроки до 15.00 и пойдешь с нами гулять, или ты можешь делать их дольше, но не сможешь с нами интересно провести время.

Другой пример: ты можешь сейчас вести себя спокойно и помочь маме быстро купить продукты в магазине, или ты можешь баловаться, занимать время, но тогда дома мама не сможет с тобой поиграть, так как все свободное время ты уже занял в магазине. И тогда родителям очень важно выполнять те последствия, которые они проговорили. Так как если ребенок увидит, что они не выполняются, то через некоторое время он начнет игнорировать и сами правила.

Заключение.

Отношения с каждым ребенком индивидуальны, и в жизни одного ребенка может присутствовать много правил, и он может с ними успешно справляться, а у кого-то появление правил будет вызывать сильное сопротивление. Но это не значит, что вы должны отказываться от существования правил в вашей семье, ведь они помогают и самому ребенку учиться быть ответственным, организовывать свое поведение, учиться сдерживать или откладывать свои непосредственные желания, уважать мнение других, быть самостоятельным. Все эти навыки сделают жизнь вашего ребенка более комфортной для него же самого.

Какие есть правила в каждой семье — это очень индивидуальный набор, для кого-то важно, чтобы все ели вместе и только в определенное время, для кого-то это совсем не важно, но принципиально, чтобы обувь после улицы была вымыта. Отсюда и появляются уникальные правила в каждой семье. Вы можете определить только свои правила. Но что важно, так это то, что свое отношение к правилам вы передаете ребенку. Если вы считаете правила естественной частью жизни, которые помогают сделать ее более упорядоченной, и они легко и естественно присутствуют в вашей жизни, и даже скорей это уже не правила, а полезные привычки, то и ребенок достаточно легко отнесется к правилам, и с вашей помощью научится их выполнять. Если же для вас правила - тяжелая повинность, и вы с трудом заставляете себя их выполнять, то скорей всего и ребенку будет также нелегко.

Поэтому попробуйте почувствовать, какое у вас отношение к правилам. Возможно, его стоит поменять?

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-pravila-v-zhizni-rebyonka-4485018.html?

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика