«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Материалы

 

 

Рисуночные анкеты

Для большинства неспециалистов социологические исследования – это массовые опросы и проценты, проценты и еще раз проценты. Но социология оперирует не только анкетами и длинными столбцами цифр. Психологи любят заставлять людей рисовать картинки на заданную тему, например «Несуществующее животное» или «Твоя планета», однако для российской социологии это пока еще экзотика. Между тем, идея применения рисунков в качестве метода исследования хороша тем, что дает возможность работать с данными на символическом, образном и эмоциональном уровнях. К тому же, рисунок позволяет изучать проблемные темы, о которых люди не всегда хотят говорить или предпочитают давать «желательные» и стереотипные ответы.

 

В СКДБ им. А.Е. Екимцева метод рисуночных анкет применяется по сути впервые – именно как метод исследования, а не как способ занять себя в рамках библиотечного досуга. Кроме того, данный метод включён в проект «РИКС – территория детства» как один из перспективных и инновационных методов социологической и психологической диагностики.

Одно из первых исследований в рамках метода рисуночных анкет проводилось нами летом 2010 года. Сложность данного мини-исследования состояла в том, что до этого времени в детской библиотеке никто не применял подобные методы. Более того, хотя описание метода рисуночных анкет есть в некоторых книгах (например: С.Н. Щеглова. Как изучать детство?
Социологические методы исследования современных детей и современного детства. – М., 2000 г.)
 и справочниках, сам способ их создания и анализа не прописан нигде, так что приходится действовать «в слепую». Наверное, в этом есть свои позитивные стороны – можно придумать что-то своё, оригинальное.  

Для начального исследования мы взяли совсем немного рисуночных анкет – 16 штук. Цель – выявление источников радости и грусти у детей.Ребятам вместе с анкетами предлагались карандаши, фломастеры и удобные диваны со столами, за которыми они могли в своё удовольствие рисовать. Юным участникам исследования предлагалось взять лист бумаги с нарисованными на нём лицами двух ребят, один из которых грустит, а другой – радуется, и нарисовать эти состояния человеческой души (грусть и радость) так, как их представляют себе дети. Никаких ограничений: любые формы, силуэты и краски. Ребята рисовали охотно. Иногда, конечно, стеснялись, порой говорили, что рисовать не умеют, но через минуту, видя, как рисует товарищ, тоже с увлечением брались за дело.


Собрав рисунки, мы смогли провести не только качественный, но и количественный статистический анализ изображений. Например, в ходе нашего анализа было выделено несколько важных характеристик детского рисунка (используемые символы, темы, тип изображения и т. д.). Какие психологические типы и проблемы встречаются чаще всего, можно увидеть в приведенном ниже социально-психологическом анализе рисунков, сделанных респондентами.

Анализ рисуночных анкет:

 

Все рисунки детей можно разделить на несколько групп:

 

  1. Дети и школа – 6 человек,  При этом, в этой группе можно выделить детей, радость и грусть которых зависят от школы и успеваемости в ней – 2 чел. Другая подгруппа – дети, у которых самочувствие портиться, когда они неуспешны в школе – 4 чел.

 

      

 

  1. Дети, у которых внутреннее состояние зависит от неконтролируемых условий (погода) – 5 человек.

 

         

 

  1. Дети, у которых самочувствие отражает внутреннее состояние, и скука выступает как причина негативного состояния – 3 человека.

 

      

 

 

  1. Группа детей, для которых важны отношения с другими людьми (в том числе, как залог материальной обеспеченности) – 2 чел.

 


 

Таким образом, у детей с 9 до 11 лет основным источником радости и грусти выступает процесс школьного обучения (причем чаще доминируют негативные эмоции, связанные с плохими оценками). То есть школьная успешность напрямую влияет на психологическое самочувствие ребёнка, отражается на его внутреннем мире, взглядах.

 Второй по значимости источник хорошего и плохого самоощущения – неконтролируемые детьми факторы: у кого-то это погода, а кто-то даже не смог отследить (отрефлексировать) причины своих позитивных и негативных состояний.

Очень примечательно, что в следующей группе дети рисуют скуку, как причину их плохого самоощущения. То есть у детей нет представления о самоуправлении своим временем, своей жизнью, они нуждаются в постоянном руководстве со стороны взрослых. Хотя уже в возрасте 5 лет дети должны получить навык самостоятельного саморазвлечения (организация игры и др.).

В некоторых анкетах скука идёт «в нагрузку» к нахождению себя, проблемам самоидентификации – «кто я», «где я», «для чего я живу». В этой ситуации иногда какой-либо герой из реальной или виртуальной жизни выступает в качестве такого идентификатора – того, на кого можно равняться, кто похож на тебя, но сумел преодолеть свои страхи и найти своё место в мире. В одной из анкет таким персонажем выступает Наруто Удзумаки– главный герой популярного у детей аниме-сериала «Наруто». Наруто – мальчик со светлыми волосами и голубыми глазами, которого взрослые жители деревни избегали и презирали из-за демона, заключённого внутри него и когда-то разрушившего селение. Его сверстники переняли такое отношение без какого-либо выяснения причин, так как по негласному закону все, кто знал правду, обязаны были молчать. Наруто не знал, что с ним произошло во младенчестве, и поэтому на протяжении долгого времени он не мог понять причин такого поведения окружающих. Это было для него тяжелейшим испытанием, однако Наруто решил во что бы то ни стало добиться всеобщего признания и уважения. Он с самого детства отличался упорством и стойкостью, правда, поначалу обращая на себя внимание самым простым способом – хулиганскими выходками. Впрочем, конечная цель его жизни значительна – стать величайшим ниндзя своей деревни.


 

Последняя, незначительная группа детей, отмечает роль взрослого, но к сожалению, как источника материального благосостояния. Для них взрослые, прежде всего родители, – источник денег и каких-то покупок, от которых зависит плохое или хорошее настроение, но никак не источник теплоты и заботы.

 

*****

Применение «социографического метода» позволяет зафиксировать некоторые характеристики предмета, ускользающие от исследователя либо в результате неполноты высказываний детей, либо в результате непроизвольного искажения данных со стороны взрослого фиксатора. При этом рисунок может быть использован исследователем не просто как ответ на вопрос, а как источник более глубоких знаний о предмете исследования. Данная методика помогает выяснить жизненные ценности детей, выявить их индивидуальные потребности, зафиксировать симптомы неблагополучия. Кроме того, метод рисуночных анкет возможно проводить в группах детей, а не индивидуально, как интервью, что значительно снижает временные затраты.

Конечно, проанализировать детские рисунки – дело непростое, здесь необходимы знания техники детского рисования. Так, например, на многих рисунках женский пол ребенка обозначается лишь бантиком на голове или бусами на шее, а по прическе или одежде его определить иногда весьма затруднительно. Анализ выбора цвета, размеры фигур, предметов и т.п. даёт дополнительные сведения.

В целом, несмотря на то, что обработка рисуночных анкет требует значительных временных затрат, поскольку включает выявление смысловых единиц, формулировку для каждой смысловой единицы, составление и проверку перечня вариантов ответов, кодировку рисунков по этому перечню, компьютерную обработку и расшифровку данных, этот тип анкеты является наиболее перспективным для детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов.

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика