«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Материалы

 

Незаконченные предложения

Исследование проводилось в октябре-ноябре 2010 года. Было опрошено 35 читателей детской библиотеки. Возраст респондентов – от 10 до 14 лет, пол не определялся, но очевидно, что девочек было немного больше, чем мальчиков. Целью исследования было выявление наиболее значимых проблем подростков, связанных с семьёй и школой.Мы впервые применили методику незаконченных предложений. Этот метод был выбран не случайно – он обеспечивает более тесный эмоциональный контакт с ребенком и дает возможность получить представления о переживаниях каждого ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем.

С помощью незаконченных предложений, в которых звучат темы любви и неприятия, выражения различных чувств, целей, желаний, мнение о семье, можно было понять мысли, чувства и поведение ребенка, поскольку этот тест направлен на диагностику отношений ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний. С помощью этого метода порой можно узнать гораздо больше, чем из закрытой анкеты – по сути, этот тест может быть сравним с беседой с психологом или тренингом.При этом не существует жесткой схемы анализа, «работающей» в любых ситуациях; возможны лишь общие подходы. Некоторые ответы столь открыты, что не нуждаются в анализе или комментарии. Показателем значимости какой-либо темы (скорее всего осознаваемой хотя бы частично) является её упоминание в нескольких ответах. О наличии проблемы, которая плохо осознается или не осознается совсем, являются отказы от ответов или ответы «нет», «не знаю». К слову, в нашем случае таковых почти не было.Показателем того, что респондент успешно защищается от вторжения в свой внутренний мир, служит краткость ответов, большое количество штампов, а также общих малоинформативных и, как правило, социально одобряемых ответов: «Скрываю... иногда что-нибудь»; «Друзья... хорошие»; «Мой вид... опрятный». Такие результаты достаточно трудно анализировать, но чаще всего и они содержат важную информацию. С другой стороны, есть более чем наглядные и «говорящие» ответы, тем более что мы имели дело с детьми, зачастую отличающимися своей непосредственностью и открытостью. Удивительно, например, было отмечать то, что в некоторых семьях до такой степени нет дела до ребёнка, что на равных с ним разговаривает только собака, а помогает – компьютер или энциклопедия.

На основании анализа частоты наиболее распространенных ответов по данной методике были определены значимые и «болезненные» для детей темы. Это, прежде всего:

·         Детско-родительские отношения – 1, 2, 6, 7, 8 предложения

·         Отношение к маме – 3

·         Отношение к папе – 4

·         Отношение к брату (сестре) – 5

·         Отношение к близким людям – 6

·         Негативные переживания и страхи – 10, 14, 18

·         Отношение к собственным способностям – 20

·         Отношение к ровесникам – 18

·         Отношение к учителям – 16, 17

·         Отношение к школе – 12, 13, 19

·         Выявление жизненных целей – 11, 20

Первое незаконченное предложение, которое ребятам предлагалось продолжить, было следующим: «В нашей семье я самый…»

Здесь сложно прийти к общему знаменателю, потому что очевидно, что как семьи разные, так и дети себя видят в них по-разному.

Кто-то ссылается на возраст:

– младший (7 человек)

– средний (2 человека)

Кто-то указывает на свои отличительные качества: 

– весёлый (2 человека)

– спортивный (2 человека)

Кто-то, не стесняясь, говорит о своём привилегированном положении в семье, считая себя:

– лучшим (2 человека)

Некоторые и вовсе считают себя в своих семьях:

– самыми красивыми (1 человек)

– умными (1 человек)

– начитанными (1 человек)

При этом вызывает вопросы не юный возраст таких книгочеев (их двое из опрошенных), а то, что в семье именно ребёнок, а не взрослый считается самым читающим и подаёт пример взрослым. Это очень редкий случай, потому что в семьях, где родители не читающие, ребёнок вырастает абсолютно равнодушным к книге, и тому есть масса примеров. Это своего рода аксиома. Но в данных семьях, по-видимому, взрослые привили любовь к чтению, а потом в силу разных причин отошли от чтения и теперь дети просвещают их о наиболее актуальных книгах современности.

Среди оригинальных и редко встречающихся (как правило, по одному разу) ответов на первое предложение следует выделить такие:

– боевой

– поэтичный

– хозяйственный

– главный

– философ

Наверное, счастлива семья, в которой растёт юный философ, задумывающийся о вопросах, до которых зачастую нет дела многим взрослым. 

Во втором предложении определялось, что думают о ребёнке его близкие: «Мои близкие думают обо мне, что я…».

Выяснилось, что близкие представляют своего ребёнка кем угодно:

– умным (6 человек)

– красивым (2 человека)

– добрым (2 человека)

– болтливым (2 человека)

При этом, конечно, нужно заметить, что это далеко не всегда соответствует истине: всё-таки представление о представлении – весьма приблизительная вещь.

Среди остальных ответов, названных один раз:

– слишком увлечена чтением вместо учебы

– жмот

– ответственная и милая

– безответственная

– много ем

– люблю рок-музыку

– сумасшедший

– игроман

– кулинар

– безответственный

– ленивая

– неплохо рисую

В третьем предложении необходимо было продолжить фразу «Я думаю, что мама чаще всего…»

В семьях опрошенных детей мамы чаще всего:

– готовят» (4 человека)

– ругаются» (4 человека)

– читают (3 человека)

– заняты (2 человека)

– работают (2 человека)

– ходят по магазинам (2 человека)

– смотрит телевизор (2 человека)

– помогают своим детям (2 человека)

– добрые (2 человека)

Среди остальных ответов стоит отметить такие варианты:

– умиротворённая (1 человек)

– убирающая по дому (1 человек)

– хвалящая меня (1 человек)

– критикующая меня (1 человек)

– обращающаяся ко мне (1 человек)

– уделяющая больше внимания брату (1 человек)

Разброс мнений на просьбу продолжить предложение «Хочу, чтобы наш папа…» получился достаточно большим.

Среди совпадений можно отметить пять вариантов:

– раньше приходил с работы (4 человека)

– много зарабатывал» (3 человека)

– лучше понимал нас (2 человека)

– жил с нами (2 человека)

– стал чуть добрее и мягче (2 человека)

– был самым лучшим (2 человека)

Остальные ответы были следующими (по 1 человеку):

– изучил компьютер

– купил мне компьютер

– был музыкантом

– давал мне больше денег

– повёз нас на море

– был ещё веселее

– больше улыбался

– всегда был со мной

– любил нас как всегда

– научился хорошим манерам

- приехал из командировки

– не уезжал в командировки

– не возвращался

– меньше нас ругал

– стал милиционером

– был президентом

– не работал

– меньше читал нотации

– раньше приходил с работы

– был

На просьбу продолжить предложение «Мой брат (сестра)…» респонденты разделились на два «лагеря».Одни хорошо относятся к своим старшим или младшим братьям и сёстрам, отводя им такие эпитеты, как:

- отличный человек (1 человек)

– красивый (1 человек)

– сильный (1 человек)

– самый лучший (1 человек)

– самый хороший (1 человек)

– умный (1 человек)

– очень милый  (1 человек)

– любящий меня (1 человек)

 Другие отзываются о братьях и сёстрах крайне негативно, в частности, называя их:

– бездарями (1 человек)

– надоедливыми (1 человек)

– мучителями  (1 человек)

– вредными (1 человек)

– хулиганами (1 человек)

– дураками (1 человек)

– скандалистами (1 человек)

Среди других ответов стоит отметить возрастной ранжир – кто-то говорит о том, что он «самый маленький в семье», кто-то – «самый старший». Один человек назвал имя своей сестры, другой отметил, что его брат «служит в армии», третий, кажется, с сожалением, сказал, что его близкий родственник «живёт в Питере». Также можно отметить такие ответы, как «редко звонят мне», «сестра мне как подруга», «сестра – трусишка, брат – боец». Семь человек ответили, что у них нет братьев или сестёр.

Конец предложений «Я бы хотел, чтобы мои родители...» получились почти единодушными.

Некоторые из респондентов хотели бы, чтобы их родители:

– не ругались (7 человек)

– были дружными (2 человека)

– были добрыми (2 человека)

– уделяли мне больше времени (2 человека)

– не работали (2 человека)

Далее идёт серьёзный разброс мнений (по одному ответу):

– были мною довольны

– ушли на работу, пока я играю

– покупали побольше вкусностей

– лучше меня понимали

– были легки на подъём

– всегда любили меня

– зарабатывали много денег

– доделали ремонт

– разрешили завести животного

– купили мне новый телефон

– больше понимали меня и доверяли

– не волновались зря

– поехали вместе со мной летом в Москву

– чаще ездили на природу

Среди необычных для сегодняшнего времени ответов стоит отметить такой: «ходили в библиотеку со мной» (это тот самый человек, который считает себя самым начитанным в своей семье). Очевидно, родители не очень поддерживают увлечение своего ребёнка книгами. Наконец, нельзя не отметить такие трогательные ответы, как: «были всегда со мной» (2 человека) и «жили долго»(2 человека).

Наверное, самыми очевидными и предсказуемыми получились ответы на вопрос-предложение «Со мной на равных из всех взрослых говорит только…»

Самое популярное продолжение – конечно, «мама» (11 человек). Второй по популярности ответ – «вся семья» (5 человек). Ответ «папа встречался реже (3 раза), равно как и «брат» (3 человека), «бабушка» (3 человека), «тётя» (3 человека), «сестра» (2 человека), «дед» (1 человек), «отчим» (1 человек), «учитель» (1 человек). С одним ребёнком на равных разговаривает лишь его собака. Что ж, ему стоит посочувствовать и, наверное, принять некоторые меры реабилитационного характера.

 

Таблица 1: На равных со мной разговаривает...


 

Окончание предложений «В семье мне больше всех помогает...» по большому счёту не вызвало удивления. В большинстве семей детям помогает, конечно, «мама» (15 человек). Восемь человек назвали своим основным помощником «папу», который даже после работы находит силы помочь своему ребёнку. Конечно, если «бабушка» живёт рядом, она всегда готова прийти на помощь (так сказали 4 человека). В редких случаях (1 человек) на помощь может прийти «дедушка». Естественно, что помощниками часто выступают те, кто рядом – «братья» и «сёстры» (по 3 человека). Но гораздо интереснее, когда никого нет дома и тогда в качестве помощника готовы выступить «энциклопедия», «компьютер» и «кот» (интересно, в каком качестве?).

 

Таблица 2: Больше всех мне помогает...

 


 

Что мы делаем, когда идём домой? Да, в общем, ничего особенного – просто идём, и всё. Окончание предложений «Когда я иду домой…», конечно, не может быть чем-то откровенным и опровергающим представления о мире. Так, некоторые ребята «слушают музыку» (4 человека), кто-то «поёт песни» (2 человека), кто-то предпочитает «думать о том, что сейчас будет делать дома» (3 человека).

Среди остальных ответов, названных один раз, надо выделить такие:

– мне очень весело, что закончились уроки

– мне всегда хорошо

– думаю о хорошем

– я думаю о прошедшем дне

– болтаю с друзьями

– боюсь тёмного двора

– очень не хочу делать уроки

– сажусь за компьютер

– рада, что снова увижу родных

– кушаю

– мне звонит мой брат

– мне скучно

– я хочу быстрее сделать уроки и сесть за компьютер

– стараюсь быстрее добраться

– я не хочу туда идти (по-настоящему страшно слышать такие слова – Прим.)

– хочется быстрее сделать уроки и пойти гулять

– я радуюсь

– я мечтаю

Наверное, недолгое время между школой и домом, растянутое за счёт неспешного шага, специально создано для того, чтобы радоваться, мечтать и думать о хорошем…

Просьба закончить предложение «Больше всего я боюсь, когда...» чаще всего сводились к банальному – «я боюсь темноты» (10 человек). Конечно, и некоторые взрослые боятся темноты, но вырастая, мы, как правило, понимаем, что есть и более страшные вещи, чем темнота  как таковая.

По мнению других юных респондентов, они боятся:

– плохой оценки (4 человека)

– злобной собаки (2 человека)

– моей злой кошки (1 человек)

– школы (1 человек)

– хулигана (1 человек)

– маньяка  (1 человек)

– "Камаза" (1 человек)

– грома (1 человек)

– гололёда  (1 человек)

– расставания моих близких  (1 человек)

– ссоры родителей  (1 человек)

– одиночества  (1 человек)

– скуки  (1 человек)

– высоты (1 человек)

– предательства  (1 человек)

– если меня все бросят («но этого не будет» – тут же предупреждает наш юный друг – Прим.) (1 человек)

– незнания того, что знают все (1 человек)

– переходить дорогу  (1 человек)

А один человек гордо и смело заявил, что он «ничего в своей жизни не боится». Наверное, таким и надо быть.

У всех нас есть желания. Высокие и низкие, хорошие и не очень, кратковременные и «долгоисполняющиеся». А как обстоит дело с желаниями у детей, ведь в их возрасте только и делается, что мечтается. Ответы на предложение «Мое самое большое желание – это...» (которое можно было назвать и по-другому, скажем, «Ах, как хотелось бы мне…»), конечно, получились разнообразными, но это и понятно: сегодня уж с чем, а с желаниями точно проблем не возникает.

Повторяющих ответов немного:

– завести домашнее животное (3 человека)

– стать круче всех (3 человека)

– купить новый телефон (2 человека)

 

Другие ответы, отмеченные по одному разу:

 

Блок желаний, связанных со школой:

– быть отличником

– сдать на "отлично" ЕГЭ

– хорошо закончить школу

– не ходить в школу

Блок меркантильных желаний: 

– иметь свои деньги

– купить велосипед

– купить плазменный телевизор на всю стену

– купить зеркальный фотоаппарат

– достроить наш дом на даче

– чтобы поскорей исполнилось 14 лет

– чтобы у меня была своя комната

Блок желаний, связанных с профессией: 

– стать учителем

– стать аниматором

– стать звукорежиссером

– стать парикмахером

– стать юристом

– уметь хорошо петь

– уметь летать

– полетать на аэроплане

– путешествовать

– уехать в Америку

Блок возвышенных желаний: 

– чтобы завтрашний день прошёл на "ура"

– быть счастливой

– чтобы все были счастливы

– жить со своими близкими

– жить

Единственный ответ, который не подпадает ни под какие рамки – «чтобы мой кот был спокойным, а то он псих». Очевидно, этот «котик» прилично портит жизнь ребёнку.

Вполне естественно, что школьники часто думают о школе. Но о чём именно они думают? Окончания предложения «Когда я думаю о школе…» дали чёткий ответ на этот вопрос.

Как правило, представления о школе совпадают с любовью или не любовью учиться, ходить в школу. Поэтому в целом ответы можно разделить на две части:

– при воспоминании о школе детям становится «приятно и радостно» (8 человек);

– при воспоминании о школе детям становится «скучно, грустно или даже плохо» (12 человек).

Часто ребята просто вспоминают что-то, связанное со школой: например, «друзей» (3 человека), «одноклассников» (3 человека), «столовую» или конкретную школу ("English First"). Есть и такие, которые при воспоминании о школе «обнаруживают, что забыли что-то сделать» или «представляют себя первоклашкой».

Что было бы, если бы не было школы? Об этом респонденты размышляли, завершая предложение «Если бы не было школы…»

Здесь можно также разделить ответы на две категории:

было бы плохо: «мы бы не развивались и жили в пещерах», «я не знаю, кем бы я была», «я бы умерла от скуки и дезинформации», «я бы осталась неучем», «не было бы образования», «было бы скучно», «я была бы несчастлива», «я был бы безграмотным» (всего 16 ответов);

было бы хорошо: «я бы это как-то пережила», «гуляла бы весь день», «у меня было бы много времени», «я была бы всё время дома», «я бы радовался», «не было бы учителей», «я бы сразу работала», «было бы круто», «я бы померла от счастья» (всего 19 ответов).

От чего у детей подкашиваются ноги и трясутся не только руки, но и всё тело? Что может вызывать чувство настоящего страха, которое заставляет организм включать защитные барьеры? Окончание предложений «Я весь трясусь, когда…» дало чёткий ответ на этот вопрос.

Отдельная категория респондентов называет причиной своих страхов и «трясучки» волнительные моменты, связанные со школой:

– меня вызывают к доске (5 человек)

– получаю плохие оценки (3 человека)

– контрольная работа (1 человек)

– я что-то не знаю (1 человек)

– не знаю свою оценку (1 человек)

– показываю папе четвертные оценки (1 человек)

– отвечаю на литературе домашнее задание (1 человек)

У остальных мотивы волнений и нервозности бывают разными:

– вижу собак (3 человека)

– холодно (3 человека)

– думаю о плохом (2 человека)

– слышу шум пилочки (1 человек)

– вижу червячков  (1 человек)

– смотрю ужастики (1 человек)

– мне страшно (1 человек)

– иду к стоматологам  (1 человек)

– приходит папа (1 человек)

– меня обзывают  (1 человек)

– меня раздражают  (1 человек)

Один человек трясётся, когда он «счастливый» (видимо, от избыточного счастья), а 2 человека, наверное, от чувства глубокой влюблённости, сказали, что они трясутся, «когда Он проходит мимо». Один смелый и наделённый самообладанием юный респондент сказал, что он «никогда» не трясётся. Наверное, он и не знает, что это такое.

Большинство продолжений фразы «Я был бы очень счастлив, если бы…» так или иначе связана с желаниями подростков:

– всё было так, как я хочу» (2 человека)

– мне подарили щенка» (2 человека)

– у меня всё было хорошо (1 человек)

– у меня была своя комната (1 человек)

– мне купили тапки и электрогитару (1 человек)

– мне купили паровоз (1 человек)

– мне подарили айфон (1 человек)

– мне что-нибудь купили (1 человек)

– имела бы свой ресторан (1 человек)

– научилась танцевать (1 человек)

– мне дали шоколадку (1 человек)

– стал президентом (1 человек)

– получил миллион долларов  (1 человек)

– была миллиардершей (1 человек)

– умела летать (1 человек)

– сбылась моя мечта  (1 человек)

У кого-то все мысли связаны со школой:

– не было уроков русского языка  (1 человек)

– мне не пришлось сдавать ЕГЭ (1 человек)

– все учились на 4 и 5  (1 человек)

– я была бы умней Юры в английском (1 человек)

– смогла распечатать журнал (1 человек)

– мог идти на уроки, которые захочу (1 человек)

Несколько человек были бы счастливы, если б в семье они «были одним ребёнком» или чтобы «у меня была сестра, а не брат», их «понимали» (2 человека). Два человека сказали, что они «и так счастливы». У кого-то все мысли только о личном: «чтобы Маврин приехал опять» (Маврин – бывший гитарист рок-группы «Ария» – Прим.), «чтобы когда Он проходил, не смотрел в стенку». Два человека ответили «не знаю», а один сказал, что был бы самым счастливым в мире человеком, если бы «в мире не было войн».

Фраза «Мой учитель…» вызвала в душах детей искренний и неподдельный отклик. Было очевидно, что этим вопросом мы задели их за живое – то, что ещё несколько минут назад, до прихода в библиотеку, грохотало в их детских сердцах и по-настоящему занимало всего ребёнка.

Ответы в целом можно разделить на две категории: мой учитель – хороший:

– самый добрый на свете (7 человек)

– самый лучший (4 человека)

– классный (2 человека)

– клёвый (1 человек)

– моя "мама" (1 человек)

– замечательный (1 человек)

– очень хороший (1 человек)

– очень умный (1 человек)

– часто хвалит меня (1 человек)

Другая категория: мой учитель – не очень хороший:

– не самый лучший (1 человек)

– очень строгий (1 человек)

– скучный (1 человек)

– зануда (1 человек)

– любит прикалываться над нами (1 человек)

– кричит как бензопила (1 человек)

– ммс-ка (интерактивная смс-ка – Прим.) (1 человек)

Один человек сказал, что учителей у него много и, видимо, затруднился выбрать кого-то одного из них, чтобы охарактеризовать его ярким эпитетом. Несколько человек назвали имена своих учителей, которые они готовы произнести, даже если их разбудить в три часа ночи: Гвоздикова Оксана Николаевна, Ирина Александровна, Ирина Александровна, Елена Валентиновна, Ольга Михайловна.

За что могут ругать школьников учителя? Об этом мы могли узнать, попросив продолжить предложение «Учителя в школе часто ругают меня за…» Итак, детей ругают за:

– поведение (4 человека)

– рассеянность и невнимательность (4 человека)

– опоздания (2 человека)

– ошибки (2 человека)

– за разговоры с соседом по парте (2 человека)

– раздолбайство (1 человек)

– шалость (1 человек)

– безделье и лень (1 человек)

– плохую учёбу  (1 человек)

– внешний вид (1 человек)

– мой почерк (1 человек)

– красноречие (что довольно странно – как можно ругать за талант, который даётся далеко не каждому? – Прим.) (1 человек)

Одного школьника ругают буквально за «всё», а 11 человек «вообще никогда не ругают». Эти люди могут служить примером своим сверстникам и быть отрадой для своих семей.

Не менее важным с точки зрения определения напряжённости в жизни школьников был анализ окончаний предложения «Обидными, злыми словами меня называют…» Чаще всего респонденты называли таких плохих людей просто:

– враги (7 человек)

– мальчики (6 человек)

– дураки (3 человека)

– одноклассники (2 человека)

– сверстники (1 человек)

– завистники (1 человек)

– бывшие подруги (1 человек)

– старшеклассники (1 человек)

Кого-то обзывают «только в шутку», кто-то указал на то, что его обзывают именно «в школе», а кто-то назвал имена этих нехороших людей: «Дима и Ростик». Другой респондент добавил, что при случае «я их могу побить или ответить также». Есть и такие, которых обидными словами «никогда не называют» (8 человек).

Здесь необходимо сделать отступление и отметить, что в каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" – становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята – явление, к сожалению, частое и трудноисправимое.

Здесь очень важна роль семьи, которая обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобном случае родители могут обращаться за помощью и к школьному психологу. 

По мнению подростков, «Самые лучшие уроки в школе – это когда…»:

– их нет (8 человек)

– нет учителя (5 человек)

– интересная тема (4 человека)

– классный час (2 человека)

– нет классного руководителя и химички (1 человек)

– у доски отвечает Тимур (1 человек)

– физкультура (1 человек)

– литература (1 человек)

– ИЗО (1 человек)

– технология в один день с физкультурой (1 человек)

– я к ним хорошо подготовлен  (1 человек)

– «открытые» уроки (1 человек)

– во вторник (1 человек)

– за один ответ ставят пятёрку (1 человек)

– мне ставят хорошие оценки (1 человек)

– ничего не задают (1 человек)

– ничего не надо делать (1 человек)

– на них весело (1 человек)

– можно поиграть на телефоне (1 человек)

– вместо уроков мы идём гулять (1 человек)

– я счастлива (1 человек)

Наконец, окончание предложений «Когда я буду взрослым…» позволило понять мечты подростков в недалёком будущем. Часть ответов связана с путешествиями, а если смотреть глубже – с уездом из страны: «уеду в Европу», «уеду в Америку», «поеду в Оксфорд». Другая часть наполнена мыслями о будущей профессии:

– буду дизайнером (2 человека)

– юристом (2 человека)

– писателем (2 человека)

– космонавтом  (1 человек)

– психологом (1 человек)

– моделью (1 человек)

– директором банка  (1 человек)

– аквалангистом (1 человек)

– богатым (1 человек)

– инженером (1 человек)

– учителем географии (1 человек)

– выучу несколько языков (1 человек)

– стану президентом (1 человек)

У кого-то все мысли связаны с семьёй:

– буду помогать и заботиться о моей маме (1 человек)

– буду приглашать маму к себе (1 человек)

– не буду мучить своего ребёнка (1 человек)

– буду понимать и доверять моему ребёнку (1 человек)

– у меня будет много детей  (1 человек)

Кто-то думает о личном:

– я изменюсь (1 человек)

– буду удачливой  (1 человек)

– буду взрослым (1 человек)

– я буду (1 человек)

Один человек считает, что в ближайшем будущем «будет скучнее», а другие «не думают о будущем» (4 человека).

Отдельную категорию составляют «идеалисты»:

– исполню свою мечту (1 человек)

– изменю мир к лучшему (1 человек)

– порабощу мир (1 человек)

– создам таблетку от зла (1 человек)

Приложение

 

         Анкета

 

Дружище! Предлагаю тебе поиграть. Я буду называть начало предложения, а ты – заканчивать его. Ок? J Отвечай быстро, что первым придет в голову, но так, чтобы получилось законченное по смыслу предложение. Ну, начнём!

 

 

1.      В нашей семье я самый…

2.      Мои близкие думают обо мне, что я …

3.      Я думаю, что мама чаще всего…

4.      Хочу, чтобы наш папа…

5.      Мой брат (сестра)…

6.      Я бы хотел, чтобы мои родители...

7.      Со мной на равных из всех взрослых говорит только…

8.      В семье мне больше всех помогает...

9.      Когда я иду домой…

10.  Больше всего я боюсь, когда...

11.  Мое самое большое желание – это...

12.  Когда я думаю о школе…

13.  Если бы не было школы…

14.  Я весь трясусь, когда…

15.  Я был бы очень счастлив, если бы…

16.  Мой учитель…

17.  Учителя в школе часто ругают меня за…

18.  Обидными, злыми словами меня называют…

19.  Самые лучшие уроки в школе – это когда…

20.  Когда я буду взрослым…

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика