«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Самоутверждение – это утверждение ценности и значимости собственной личности, своего значения, права быть собой.

Компоненты самоутверждения:

а) происходит самореализация, затрагивающая интересы, эмоции взгляды, ценности других людей; 

б) потребности и мотивы в достижении жизненно значимых целей (признания, власти, самоосуществления, успеха); 

в) наличие тесной связи с самооценкой.

В двух-трехлетнем возрасте ребенок начинает тяготиться зависимостью от других. «Я сам» — всё чаще слышим мы от двухлетних малышей. Причем дети не только стремятся к самостоятельности, но и любят демонстрировать её. Порой специально проделывают заведомо запрещенные вещи: тянутся к горячему чайнику, открывают ящик с маминой косметикой.

Однако, отстаивая свое право на самостоятельность ребенок в то же время хочет заслужить одобрение, похвалу взрослых и детей. Так под влиянием оценки окружающих и на ее основе у малыша формируется самооценка, то есть устойчивое представление о себе, особенностях своей индивидуальности. Часто бывает так, что реальные достижения малыша не соответствуют его желаниям, притязаниям.

Важно заметить потребность самоутверждения возникает у всех детей, однако проявляется у всех по-разному. Один дети стремятся получить ведущие роли в играх, заслужить похвалу взрослого. Им не нравится, когда хвалят других детей. Неудачу нередко переживают со слезами на глазах. Другие дети рады, когда их назначают на «престижные» роли или выбирают ведущими в играх, но сами не добиваются этого. Позицию таких ребят можно охарактеризовать как стремление быть как все, не лучше и не хуже.

Существуют множество средств воспитания потребности в самоутверждении:

  • беседа с ребенком,
  • чтение художественной литературы,
  • рассказы,
  • создание проблемных ситуаций.

Поговорим теперь о том, как с помощью обучающих игр помочь ребёнку привлечь к себе внимание со стороны сверстников, найти новые пути реализации своего стремления к самоутверждению. Начнем с детей, у которых потребность в самоутверждении носит пассивный характер. Причин такой пассивности может быть много: здесь и робость, застенчивость и неверие в собственные силы. Постоянное назначение такого ребенка не роль ведущего в игра поможет ему накопить опыт исполнения такой роли, придаст уверенность в себе.

Как же поступать если, дети отличаются активным стремлением к самоутверждению? Если ребенок строго соблюдает правила, честен в игре, вежливо, спокойно относится ко всем играющим, то нет ничего предосудительного в том, что ребенок будет постоянным ведущим в домашних играх. Но лучше, если ребенок привыкнет к таким способам выбора ведущего, как считалки, стрелки. Ведь в группе сверстников ведущий каждый раз меняется.

Если вы не раз замечаете, что ребенок играет нечестно, потихоньку переставляет свою фишку на несколько ходов вперед, объясните ему, что огорчены его поведением. Прочтите малышу книгу или расскажите сказку, быль о честности, справедливости.

В конце игры обязательно оценивайте не только результат, но и процесс его достижения: строгое соблюдение правил. Помните, что на основе вашей оценки деятельности ребенка складывается самооценка, которую изменить потом бывает очень сложно.

Ребенок стремится выразить свою энергию в форме самоутверждения, последнее проявляется в определенных нарушениях поведения, свойственные детям, чье развитие проходит в рамках нормы. Так, самоутверждение порой проявляется через агрессию). Одна из причин агрессивности является установление личных границ. Ребенок рождается зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни – это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.

Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети – это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период. В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях.

Проявления агрессивности у детей дошкольного возраста, связанны с желанием делать все самостоятельно: ходить, одеваться, кушать, выбирать одежду и блюда по своему вкусу, – распространенное и совершенно нормальное явление.

Еще один вариант проявления самоутверждения – это демонстративность. Демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих.

Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки, мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, меряют одежду взрослых. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделя­ли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В дет­ском саду они могут быть лидерами или активными озорника­ми, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявле­ниями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

Первое, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. Необходимо найти такую деятельность, которая способна насытить высокую потребность демонстративною ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др.

Самоутверждение у детей проявляется также в инициативности и самостоятельности.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

Главными факторами развитие самостоятельности у детей являются:

  • бытовой труд,
  • конструктивно-игровая деятельность,
  • художественная деятельность,
  • игра.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

  • стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей
  • умение ставить цель деятельности
  • осуществление элементарного планирования деятельности
  • реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является организованность.

Памятка для родителей «Как помочь подростку самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни»

  • Трезво оценивайте успехи и достижения ребенка;
  • Поддерживайте инициативу и желание ребенка в достижении цели;
  • Критикуйте конструктивно, предлагая пути решения проблемы;
  • Замечайте и положительно оценивайте любые достижения ребенка на пути к цели;
  • Искренне радуйтесь победам и достижениям ребенка;
  • Избегайте криков и ругани в случае какой-либо неудачи;
  • Верьте в успех сами и вселяйте эту веру в ребенка.

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика