Развитие инициативы у детей
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. И для того, чтобы любая деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития личности дошкольника. В этом и состоит задача педагогов и родителей по поддержке индивидуальности и инициативности детей.
Нужно ли развивать инициативу у ребенка?
Дети зачастую, слышат от родителей: «не трогай», «брось», «не ходи туда», «сиди тут», «помолчи». В таких условиях инициатива детей, к сожалению не развивается. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период - это возраст от 3 до 6 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, родителям важно не запрещать этот процесс.
Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.
Самостоятельность ребенка– это самоосуществление какой-то деятельности, делание, это сам процесс.
Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Не путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапно вспыхнувшего желания. Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.
Дошкольный возраст - очень важное время для развития инициативности. Развитию инициативы детей очень способствуют различные игры. Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру - с взрослым или другими детьми.
Для развития инициативности родителям важно также поддерживать инициативу детей в трудовой деятельности. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь своим близким. Тут важно, поддержать инициативный порыв ребенка, («не бить по рукам»). И не отчитывать ребенка, когда он в чем-то ошибся (инициатива наказуема).
Инициатива детей также очень часто проявляется в общении. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты («сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом сидеть и молчать»). Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Любой творческий процесс помогает ребенку самовыражаться, инициировать творческие порывы, подхватывайте его, сочиняйте сказку, лепите, конструируйте, стройте и т.п.
Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует и т.д.). Даже если это увлечение кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему.
Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов.
Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.
Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.
Развитие самостоятельности и инициативности детей - это очень тонкий воспитательный маневр родителей. С одной стороны, необходимо всячески их поддерживать, чтобы ребенок с каждым годом мог все больше оторваться от «родительского крыла». С другой стороны, не задушить инициативу ребенка правилами и запретами, создавать гибкие границы дозволенного, расширяя их постепенно, по мере взросления детей.
|