«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Стрессоустойчивость

Принято считать, что дом – самое безопасное место для психологического комфорта ребенка. Однако именно дома, общаясь с самыми близкими людьми, ребенок впервые встречается со стресс-факторами. Начиная с младенческого возраста, даже самые любящие взрослые могут неосознанно подвергать своего малыша излишним переживаниям, совершать ошибки, приводящие к формированию устойчивых паттернов нежелательного поведения, психологических комплексов, деструктивных черт характера.

Типичные ошибки любящих родителей, способствующие формированию низкого уровня стрессоустойчивости

Требование беспрекословного подчинения приказам старшего

Фразы: «Убери!», «Замолчи!», установки: «Всегда слушайся старших!», «В любой ситуации нужно быть вежливым!», «Уважай взрослых!» приводят к тому, что ребенок не учится оценивать ситуацию самостоятельно. Пока ребенок является дошкольником или младшим школьником, это качество невероятно удобно для родителя.

Но вот наступает пубертатный период, когда мнение родителей отходит на второй план. Внезапно повзрослевший «малыш» продолжает так же безропотно выполнять чужие приказы. Только вот командиром теперь является референтная группа.

Будет это положительная или деструктивная компания, родитель уже не сможет повлиять на ситуацию.

Ложные угрозы

Например, «Если не перестанешь плакать, тебя заберет дядя-милиционер», «Мне не нужен такой капризный ребенок». Обманывать детей категорически нельзя в любом возрасте. Как только ребенок понимает, что вы его обманываете, он перестает реагировать на бессмысленные угрозы.

Нравоучения

«В нашей семье не может быть такого невоспитанного ребенка!», «Тебе должно быть стыдно!», «Когда я был маленьким, я себе такого не позволял». Ничего, кроме скуки, подобные беседы не вызывают. Необходимо помнить, что все нравственные качества формируются не нравоучениями, а атмосферой семьи.

Обидные прозвища

«Рева-корова», «Плакса-вакса» не только отталкивают ребенка, они еще и сообщают ему информацию, что его чувства и эмоции не важны, проявлять их стыдно, неуместно. Зажатые, невыраженные эмоции всегда находят выход в виде хронического страха, фобии. Подробнее о вреде невыраженных эмоций можно почитать в моей книге «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих»

Необоснованная похвала и критика

В разрез с гуманистическими тенденциями, принятыми в сегодняшней образовательной системе, могу со всей ответственностью заявить: незаслуженная похвала и необоснованная критика приносят серьезный вред развитию эмоционально-волевой сферы взрослеющего человека. Став старше, он будет зависеть от одобрения окружающих, делать все, чтобы получить это одобрение. Оценка любых событий, поступков будет им производиться через призму окружения.

Это не означает, что хвалить нельзя. Но ребенок, и, особенно подросток, должен самостоятельно уметь понимать, когда хороший поступок действительно является таковым.

Формировать адекватную самооценку, здравые рассуждения, высокий уровень стрессоустойчивости можно, уча ребенка самостоятельно анализировать свои поступки.

Как формировать высокую стрессоустойчивость в детей и подростков (советы родителям)

Доверительное общение

Больше разговаривайте, задавайте вопросы, не относитесь к сказанному свысока. Расскажите о себе, что вас радовало или, наоборот, пугало, когда вы были в его возрасте.

Говорите о чувствах

Если вы испытываете раздражение, не думайте, что это остается незаметным. Дети достаточно точно умеют «читать» взрослых по мимике, жестам, голосовым интонациям. Учите подрастающее поколение собственным примером, проговаривайте свои эмоции. Например, во фразе «Я раздражаюсь, когда мне приходится повышать голос, чтобы ты меня услышал», есть правдивое чувство, а также причина, его вызвавшая. Но нет негатива относительно личности ребенка: «Ты меня раздражаешь».

Соотносите свои ожидания с желаниями и возможностями ребенка

Сколько историй о том, что мама хотела быть певицей и поэтому дочь усердно занимается вокалом, или отец мечтал «вырастить мужика», а мальчик тем временем тайно мечтает танцевать. Каждый из этих примеров смешон только до того момента, пока это не касается нас самих.

Помните, вы дали ребенку жизнь, но он не должен воплощать в ней ваши желания.

Роза не может стать ромашкой, а береза – сосной. Каждый человек обладает своими, присущими только ему склонностями и способностями. Пытаясь навязать их извне, вы рискуете вырастить несчастную, ничем не примечательную «серую мышь».

Делайте вместе «бесполезные» дела

Как часто вы слышали о том, что время надо проводить с пользой? Однако для нашей психики очень полезными оказываются именно бесполезные дела. Например, катание с заснеженной горки, лепка из пластилина, неспешная прогулка по лесу, посещение аквапарка, игра в бадминтон, раскрашивание картинок. Вспомните свое детство, разве вы сейчас мысленно возвращаетесь в то время, когда зубрили уроки или часами играли на фортепиано? Конечно, нет.

Самые приятные воспоминания – это веселые детские игры, приключения, запах бабушкиных пирожков или «организованный» налет на соседскую яблоню. Вспомнили? А теперь проживите эти чувства еще раз, но уже вместе со своими детьми. У вас не только появится колоссальный ресурс для «возвращения во взрослость», но и отношения в семье станут крепче, доверительнее.

А ваш ребенок получит опыт, который во время взросления «защитит» его своим теплом от неудач и стрессов окружающего мира.

Автор: психолог Ирина Васильева.

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика