Воспитание бережливости у детей
Стоит ли уже в раннем детском возрасте воспитывать такое прагматическое качество как бережливость? И сама жизнь, и педагоги-психологи утверждают, что обязательно нужно этим заниматься.
Практика показывает, что если взрослые очень легко относятся к деньгам, то и ребенок не научится быть разумным в своих потребностях. Он с детства не будет знать, что ему и в самом деле необходимо, а без чего можно обойтись.
Пример? Девочке подарили красивые валенки ручной работы. Казалось бы, зачем такие же её подруге, если прихожая завалена ботиночками и сапожками всяких моделей? Но родители – не самые богатые люди – не вняли голосу разума, и по первому же капризу маленькой модницы купили довольно дорогую обновку. То есть преподали ребенку урок, что деньги в их семье ничего не значат.
А ведь бережливости надо учить только собственным примером. В педагогике просто не существует специальных методик воспитания разумного отношения к деньгам. Это значит, что родители, прежде всего сами должны научиться по-хозяйски распоряжаться семейным бюджетом, распределять деньги по принципу необходимости. Только так этому научатся и дети.
Ничего страшного нет, если пяти – шестилетний ребенок вместе с родителями обсуждает предстоящие семейные траты. К этому возрасту, он должен понимать, откуда в семье берутся деньги. Его уже просветили, что такое «приятные» и «неприятные» расходы. То есть в категорию «неприятных» входят необходимые траты на оплату коммунальных услуг, штрафов, на расчеты с репетитором.
И только оплатив все эти неинтересные долги, можно начать обсуждать «приятные» расходы. Вот тут ребенок и учится отказываться от каких-то своих желаний, чтобы купить более необходимое. Он уже понимает, что на все потребности семейного бюджета не хватит.
В такой ситуации он учится думать не только о своих интересах. Все вместе обсуждают, что в этом месяце младшей сестренке необходимо купить сланцы, Интернет-магазин, кстати, уже давно рекламирует подходящие. И у отца нет легкой обуви, а лето уже на носу. Конечно, на семейном совете все это должно звучать спокойно и взвешенно, безо всякой агрессии. Родители заранее все распланировали сами, и только потом вынесли на семейное обсуждение уже готовый проект. Все вместе могут что-то и подкорректировать.
Важно, что дети с младшего возраста привлекаются к обсуждению серьезных покупок. У ребенка обычно бывают карманные деньги. Немного дают родители, что-то подкидывают бабушки с дедушками и другие родственники. Если мама с папой последовательно воспитывают в сыне или дочери бережливость и умение распоряжаться своими доходами, то такие деньги им обязательно нужно давать.
Есть родители, которые категорически против такой финансовой самостоятельности детей и предпочитают не выделять им ни копейки, считая, что сами купят им все необходимое. А как же тогда ребенку научиться правильно тратить свои деньги? Наверно, у него не сразу это получится, будут и неразумные траты, ведь соблазнов вокруг очень много. Но постепенно он поймет свои ошибки.
Так что и карманные деньги играют воспитательную роль. С какого возраста лучше начинать воспитание бережливости? Этим можно заняться уже с пятилетнего возраста, отдавая ребенку мелкую сдачу от каких-то покупок. А карманными деньгами снабжать лет в 8 – 9.
Конечно, сумма должна быть разумной. Ребенок знает, что эти деньги он не может потратить на что угодно и как попало. Они предназначены на школьный обед, на транспорт, письменные принадлежности. Он может побаловать себя мороженым, шоколадкой.
Исходя из всего этого, родители и рассчитывают сумму «карманных» расходов. Это воспитывает в детях раннюю самостоятельность и серьезное отношение к деньгам. В будущем, когда придется принимать серьезные финансовые решения, эти уроки ему обязательно пригодятся
|