«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Навыки (социальные)

Рекомендации для родителей по формированию социальных навыков (навыков самообслуживания) у детей младшего возраста.

В целом, навыкам трудового воспитания можно обучать ребенка с самого раннего детства. И одним из самых первых и нужных навыков – это умение обслуживать себя самостоятельно. К самообслуживанию относится выполнение всех необходимых обязанностей по отношению к самому себе, таких как: одевание, умывание, самостоятельный прием пищи, уборка игрушек и своей постели, комнаты.

Основное значение самообслуживания в воспитании ребенка:

  • Чем раньше и лучше у ребенка сформируются навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет;
  • Обслуживая себя самостоятельно, ребенок научается, таким образом, проявлять заботу к своим близким. Начинает ценить проявленную к нему заботу;
  • Ребенок становится не только более самостоятельным, уверенным в себе, но и тренирует стремление к достижению цели, активность, упорство, также идет формирование волевых качеств;
  • Постоянство требований родителя к детям, а также повторяемость, обеспечивают прочность в закреплении полученных навыков;
  • Формирование правильных привычек у ребенка: потребности в чистоте и опрятности.

Как воспитать у детей самостоятельность в самообслуживании?

Совет 1: Нет ничего лучше, чем обучать детей навыкам самообслуживания через прочтение художественных произведений. Это могут быть стихотворения, сказки и сказы, частушки-прибаутки. Именно погружаясь в произведение, дети ненавязчиво сопереживают главному герою, пытаются сравнить его с собой, подсказывают правильное решение в трудной ситуации. Тем самым, обучаются САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Совет 2: Для того чтобы ребенок научился не только правильно и хорошо умываться, но и последовательно одеваться - родителям, в первую очередь, необходимо показать, как это правильно делается! А затем закреплять положительный результат через многократные повторения вместе с ребенком.

Ребенок должен УПРАЖНЯТЬСЯ в своем навыке. И только после того, как ребенок научился подражать Вам в показывании - можно переходить на подробные словесные объяснения: «Мы собираемся в детский сад. Для этого нам надо с тобой одеться. Давай возьмем белые колготки из нижнего ящика шкафа и наденем их на себя. Сначала надеваем колготки на правую ногу и т. д». Чем подробнее Вы будете говорить ребенку где взять ту или иную вещь, и что с ней делать – тем быстрее навык надевания на себя одежды сформируется.

И только после того, когда родители увидели, что ребенок все запомнил, и подробные объяснения более не требуются можно переходить к общим фразам, таким как: «Завяжи шарф хорошо, как я, или твоя сестра», «Повесь свои вещи в шкаф, а я посмотрю, правильно ли ты это сделал».

!Важно не только упражнять ребенка в навыках самообслуживания, но и проверять правильность выполнения. Это необходимо делать до тех пор, пока нужный навык полностью не закрепится. Когда ребенок сам научится, например, надевать и снимать с себя одежду, даже без Ваших общих фраз – напоминаний.

Совет 3: Хвалите ребенка! Но хвалите правильно! Если вы довольны тем, что ребенок выполнил что-то правильно, например, завязал шнурки на ботинках, и они не развязались в течении 10 минут – похвалите его. При этом, лучше сказать, не просто: «какой ты умница, молодец, хороший», а акцентировать внимание на том, что Вы довольны, как он сегодня сделал то-то и то-то. Таким образом, у ребенка появится понимание того, за что его похвалили, и он будет обучаться данным навыкам с большей активностью и мотивацией.

Совет 4: Если решили, что ребенок обучается навыкам, например, в чистке зубов – перестаньте делать это за него. Вместе с ним – сколько угодно, но за него уже не делайте. Иначе навык будет закрепляться намного дольше.

Совет 5: Любое обучение не требует спешки. Обучение навыкам самообслуживания к этому тоже относится. Если Вы (родитель) торопитесь куда-то, стараетесь успеть сделать несколько дел одновременно, при этом обучить чему-то ребенка – лучше оставьте это дело.

Например: Вы учите ребенка самостоятельно надевать одежду, чтобы он САМ собрался в детский сад. При этом, Вы опаздываете. Встали несколько позже. И вместо того, чтобы подождать, пока ребенок все-таки вставит ножки в брюки – решаете сделать это за него. И так изо дня в день. Вы подгоняете ребенка, переживаете и делаете вновь и вновь что-то за него.

Итог: навык сформирован НЕ БУДЕТ! Ребенок просто расстроится, потеряет мотивацию, и не захочет больше учиться. Или привыкнет, что за него все делают, и будет постоянно просить Вас о помощи.

Как исправить? Вставайте пораньше, и дайте возможность ребенку надевать на себя одежду столько, сколько ему потребуется. Словесно контролируйте его, например, говоря об очередности вещей.

Через какое-то время и Ваших словесных напоминаний ребенку уже не потребуется. Он научиться одеваться САМ.

Совет 6: Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с кем-то другим. Например, такие фразы как: «Вот Саша уже умеет застегивать курточку, а ты до сих пор» - должны быть по строжайшим запретом!

Ребенку нужна помощь со стороны взрослых! Он хочет чувствовать и ощущать поддержку от родителей. Поэтому поощряйте своего ребенка, и ни в коем случае не смейтесь и не критикуйте его действия.

Совет 7: Дети младшего возраста могут забывать о поручениях и изучении навыков. Им об этом необходимо напоминать. Для этого используйте специальные «напоминалки». Например, Вы можете повесить на дверях картинку, на которой изображена лейка и цветок. Это позволит ребенку вспомнить, что пора полить цветы.

Или над кроватью разместите фотографию заправленной кровати, или схему, как правильно убрать свою кровать. Это также напомнит ребенку с утра, что кровать необходимо убирать!

Такие «напоминалки» могут быть размещены по всей квартире: в ванной комнате, на кухне, в туалете и у шкафа с детскими игрушками. Причем, «напоминалки» должны висеть не все время, а появляться незаметно для ребенка, чтобы он не привыкал к их образу. Тем самым, он будет уделять им больше внимания.

Проявите креативность мышления и нарисуйте их самостоятельно, или воспользуйтесь готовыми картинками, взяв их в сети Интернет.

Совет 8: Обучая ребенка дома, старайтесь соблюдать единство в требованиях. Если обучаете навыку самообслуживания «Убери за собой игрушки», используя ряд слов и примеров, то эти же слова и примеры должны использоваться другими членами семьи.

Совет 9: Навык должен быть по силам ребенку. Выше уже были даны рекомендации по поводу того, что может уметь делать ребенок до 5 лет. Старайтесь, чтобы ребенок шаг за шагом изучал каждое из перечисленных навыков. И только при условии, что все навыки не только выучены, но и закреплены и перешли в стадию «автоматизма» - можно предлагать ему следующие.

Совет 10 (заключительный): Играйте с ребенком! Придумывайте всевозможные игры, через которые ребенок будет обучаться навыкам самообслуживания. Обязательно используйте его любимые игрушки. Ниже, предложу Вам несколько возможных вариаций игр с ребенком.

Новосад Наталья Викторовна: психолог,  г. Екатеринбург

Для статьи использован материал сайта: https://nashi-deti66.ru/parents/obuchenie-detey/rekomendatsii-dlya-roditeley-po-formirovaniyu-sotsialnykh-navykov/?ysclid=lgc82mfoy1987859132

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика