Развитие мелкой моторики у детей.
Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Учеными был разработан метод, определяющий говорящих и не говорящих детей. Если малыши способны изолированно показывать пальчики, то считается – это дети говорящие. Если же возникают трудности при показе одного, двух, трех пальчиков, наблюдается сильное напряжение пальчиков рук при показе, и они сгибаются и разгибаются только вместе — это не говорящие дети. Изолированные, активные, точные, без напряжения движения пальцев рук у детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности будут способствовать развитию психических процессов, особенно мышления и речи. К школе детям придется осваивать новую деятельность – письмо. Педагоги начальной школы, психологи рекомендуют тренировать, укреплять мелкие мышцы рук детей, чтобы движения были уверенные, точные, почерк был красивый.
Работа по развитию мелкой моторики может идти в следующих направлениях:
1. Массаж рук.
Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.
Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
Интенсивное растирание каждого пальца.
Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
2. Пальчиковые игры.
3. Предметная деятельность – вязание крючком, вышивание, работа с ножницами, создание аппликаций, конструирование, создание украшений (бус, сережек, браслетов), создание поделок из соленого теста и последующее их раскрашивание.
Для детей с ОВЗ специальные упражнения, игры представленные в данной статье помогут укрепить мелкие мышцы рук, разовьют речь, мышление, внимание, память, будет меньше проблем с письмом в школе, хорошо будут развиты навыки самообслуживания, разовьется интерес к изобразительной деятельности — рисованию, лепке и др., не будет проблем с освоением ремесел — шитьем, вязанием и др. Важно так же уделять внимание упражнениям для развития крупной моторики – это игры с мячом, спортивные игры, физические упражнения и др., которые можно использовать как физкультминутки, паузы между игровыми упражнениями по развитию мелкой моторики у детей. Педагоги, психологи рекомендуют выполнять упражнения по развитию мелкой моторики ежедневно.
Статья составлена по материалам Интернет-сайтов.
|