Знаешь ли ты традиции своего народа?
Социологическое исследование о традициях народа предполагалось сделать несколько шире и приурочить его к масштабным программам (в частности, «Год национальных сказок»). Однако пока мы решили ограничиться пилотным исследованием, разведкой почвы, так сказать.
Данная тема весьма интересна в любом ключе и ракурсе. Особенно для полиэтнического Северного Кавказа, где веками проживали сотни разных народов и где сплетена не одна культурная ветвь. В регионе, в котором проживают рядом сотни больших и малых народов, у каждого есть свои традиции, передаваемые от родителей к детям.Узнать, к какой культуре себя относят читатели детской библиотеки и как выстраивать комплектование в соответствии с запросами – не менее важная задача.
Анкета была разработана по нескольким блокам и ключевым позициям: знание о традициях и обычаях своей культуры; отношение к культуре и традициям другого народа; интересы в отношении своей и чужой культуры. Всего в анкете было 26 вопросов, не считая вопросов о возрасте и поле («паспортичка»).
Всего было опрошен 31 человек. Из них 23 девочки и 8 мальчиков. Средний возраст опрошенных – 13 лет.
Большинство опрошенных читателей библиотеки являются русскими по национальности, двое назвали себя славянами, один – армянином, один – осетином. Это несколько сузило рамки данного исследования и позволило говорить в большинстве своем лишь о русских традициях и культуре. Хотя они столь разнообразны, что включают в себя богатый сплав обычаев.
Под словом «традиция» респонденты понимают следующее:
· «традиция» объединяет в себе всё перечисленное – 11 чел.
· то, что переходит или перешло от одного поколения к другому – 10 чел.
· определённые нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. – 5 чел.
· обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту и т.д.) – 3 чел.
· определённый уклад жизни, идущий из глубокой древности – 3 чел.
Таким образом, треть респондентов считает, что традиция вмещает в себя всё многообразие понятий, треть – что это нечто переходящее от поколения к поколению. Часть голосов было отдано другим ответам.
Читатели библиотеки считают, что традицией того или иного народа является:
· национальные праздники, обряды и обычаи – 14 чел.
· всё вместе – 14 чел.
· национальная кухня, язык – 2 чел.
· национальные костюмы, танцы, песни, сказки – 1 чел.
Таким образом, часть респондентов склоны считать традицией народа праздники, обряды и обычаи, часть – всё вместе взятое. Несколько человек выбрали другие варианты ответа.
Респонденты считают, что изучение традиций и обычаев ведет к:
· знанию и пониманию культуры своего народа – 21 чел.
· любви к своей Родине – 6 чел.
· культурному развитию – 7 чел.
· ни к чему не ведёт – 0 чел.
Большая часть опрошенных считает, что знакомство с традициями и обычаями народа может привести к пониманию культуры своего народа. Часть считает, что таким образом формируется любовь к Родине и расширяются рамки культурного развития человека.
Что такое традиции народа – музейная редкость или спящая реальность, которая может снова стать актуальной, зримой, действенной? Народная мудрость гласит: «Плох и невежественен тот народ, который не помнит и не чтит своих обычаев и традиций». Именно традиции – своеобразный мостик между нашим прошлым и будущим. И сегодня важно сохранять те очаги культурной жизни, которые ещё живы у народа.
Один из ключевых вопросов анкеты: знают ли респонденты традиции своего народа:
· да, знаю хорошо – 8 чел.
· немного знаю – 18 чел.
· не знаю – 5 чел.
Большая часть опрошенных знакомы с традициями своего народа, но не настолько хорошо, чтобы быть в этом гуру. 5 человек вовсе не знакомы со своей культурой. Лишь восемь человек хорошо знают традиции своей культуры. Это может говорить о недостаточных знаниях, получаемых и усваиваемых детьми в семье, школе, библиотеке – важнейших социальных институтах, призванных знакомить подрастающее поколение с культурой страны.
Из традиций своего народа дети вспоминали следующие:
· Масленица (блины, сжигание чучела) – 6 чел.
· Пасха – 5 чел.
· Рождество – 4 чел.
· Новый год – 3 чел.
· песни – 3 чел.
· колядки – 3 чел.
· кухня, рецепты – 3 чел.
· разные праздники – 3 чел.
· танцы, пляски, хороводы – 3 чел.
· обряд «хлеб да соль» – 2 чел.
· сказки – 2 чел.
· Ивана Купала – 1 чел.
· варить борщ – 1 чел.
· христианские праздники – 1 чел.
· религиозные праздники – 1 чел.
· воспитательные праздники – 1 чел.
· ярмарки – 1 чел.
· гостеприимство – 1 чел.
· святцы – 1 чел.
· костюмы – 1 чел.
· обряды – 1 чел.
· 8 марта – 1 чел.
· 23 февраля – 1 чел.
· вешать подкову над дверью – 1 чел.
· не ответили – 10 чел.
Таким образом, несколько детей назвали Масленицу, Пасху, Рождество и Новый год – наиболее известные у русского народа праздники, сохранившиеся в том или ином виде с давних времен. Впрочем, к традициям народа можно отнести не только праздники, и дети вспоминали также о песнях, костюмах, обычаях, культах, ярмарках, гостеприимстве. Также были упомянуты традиционные современные праздники – 8 марта и 23 февраля – хотя их нельзя в полной мере отнести к культуре нашего народа. А вот праздник Иван Купала, обряд «хлеб да соль», такое блюдо национальной кухни как борщ имеют прямое отношение к нашей культуре и приятно, что молодое поколение об этом не забывает.
Конечно, хотелось бы, чтобы дети лучше знали лучше свои традиции. Но, к сожалению, это общероссийская традиция, подтверждающаяся другими исследованиями: из двух десятков русских традиций подрастающее поколение способно вспомнить и назвать от силы две-три (в частности, Масленицу, коляды, Иван Купалу). И ещё, к сожалению: традиции остаются в основном в литературе, в книгах, без них традиции и обряды в народе воспроизводятся слабо.
Стоит немного рассказать об упомянутом обряде вешания подковы над дверью. Считать подкову символом счастья было принято еще в Древнем Египте. Причем объяснение этому было весьма простое: все лошади, запряженные в колесницу фараона, имели на копытах золотые подковы. При передвижении экипажа фараона по улицам подковы иногда терялись, и находившие их люди становились если не счастливыми, то богатыми уж точно. С тех пор традиция хранить дома подкову перешла ко многим народам. Чаще всего считалось, что ее необходимо прибить у входа в жилище: или над дверью, или к порогу.
Особо почитаемыми традициями респонденты посчитали следующие:
· семейные традиции (гостеприимство, хлебосольство, уважение старших и др.) – 14 чел.
· религиозные традиции (Рождество, Пасха, Рамадан, Курбан-байрам, Ураза-байрам, Песах и др.) – 16 чел.
· культурные традиции (народные песни, праздники, пословицы, рецепты, сказки, колядки, хороводы, ярмарки и др.) – 11 чел.
· образовательные (быт, ремёсла, профессии и др.) – 5 чел.
· воспитательные (уважение к предкам, нравственные и моральные идеалы – патриотизм, коллективизм, честность, добросердечность) – 8 чел.
Наблюдается примерно равное распределение ответов, с небольшим уклоном в пользу религиозных праздников, которые можно считать наиболее устойчивыми в традициях того или иного народа.
Ответы на вопрос о том, в каких праздниках принимали участие респонденты, показали:
· Масленица – 10 чел.
· Пасха – 5 чел.
· Рождество – 4 чел.
· Новый год – 3 чел.
· Коляда – 1 чел.
· на свадьбе – 2 чел.
· во многих – 2 чел.
· на дне рождения – 1 чел.
· в религиозных праздниках – 1 чел.
· ни в каких – 1 чел.
· не ответили – 10 чел.
Треть респондентов ответили, что участвовали в Масленице, часть – праздновали Рождество и Пасху. Несколько человек запомнили празднование Нового года. Другие ответы не так популярны. Треть респондентов не дали ответа.
Национальный язык – важнейшая часть культуры народа. Процессы, происходящие с ним, влияют на весь спектр народных традиций, их устойчивость и развитие.
По мнению опрошенных, язык того народа, который они представляют (а это чаще всего русский):
· развивается – 15 чел.
· деградирует – 15 чел.
· его уже нет – 1 чел.
Таким образом, мнения о судьбе языка разделились – половина считает, что он развивается, половина – что деградирует. Лишь один человек выбился из общей массы и сказал, что не о том идет спор – языка уже давно нет в живых.
Респонденты отмечали, что особенно им нравится в своей национальной культуре:
· сказки – 19 чел.
· пословицы, поговорки, загадки – 12 чел.
· игры – 5 чел.
· другое (сказки, гостеприимство) – 2 чел.
Гордость за традиции своего народа – хорошее качество. Когда есть и кем гордиться, это усиливает национальное самосознание, позволяет говорить о силе традиций. На вопрос «Гордишься ли ты традициями своего народа?» респонденты ответили так:
· очень горжусь – 16 чел.
· отношусь с уважением, но не более – 13 чел.
Таких, кто не гордится своими традициями, не выявлено, есть те, кто относится к ним с разной степенью любви и уважения. До фанатизма здесь, наверное, тоже не стоит доходить.
Традиции народа отражены не только в песнях, сказаниях, верованиях и обычаях. Культура в разных ее проявлениях, входит в наш дом и в нашу жизнь с колыбелью мамы, с бабушкиных сказок. Традиции устойчивым образом закреплены в национальной литературе, которая должна быть широко представлена в библиотеках. Респонденты, отвечая на вопрос про прочитанные ими книги о своем народе, отметили, что читали:
· сказки – 9 чел.
· былины – 4 чел.
· о войне – 2 чел.
· мне всё рассказывала моя бабушка – 2 чел.
· "Слово о полку Игореве" – 1 чел.
· "Давид Сасунский" – 1 чел.
· "История древней Руси" – 1 чел.
· "Культура и обычаи на Руси" – 1 чел.
· "Древняя Россия" – 1 чел.
· фольклор – 1 чел.
· рассказы – 1 чел.
· учебник истории – 1 чел.
· никакие – 1 чел.
Большинство читали сказки, а также былины, в которых, наверное, наиболее выпукло и доступно показаны традиции народа. Остальные отмечали как общие рассказы, так и конкретные книги – например, "Культура и обычаи на Руси", "Слово о полку Игореве", "Давид Сасунский". Последняя книга представляет собойсредневековый армянский эпос, повествующий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, ныне в Турции) против арабских захватчиков.
При этом те книги, которые хотелось бы прочитать, назвали немногие:
· не знаю – 3 чел.
· многие – 2 чел.
· древние традиции – 2 чел.
· история России – 2 чел.
· сказки – 1 чел.
· как развивался наш народ – 1 чел.
· любые (увлекаюсь историей) – 1 чел.
· "Великие русские полководцы" – 1 чел.
· о верности, любви, уважении – 1 чел.
· книги о старорусских племенах – 1 чел.
· все, которые существуют – 1 чел.
Таким образом, видна заинтересованность в исторической литературе, с которой хотели бы ознакомиться читатели. Например, ребята хотели бы подробнее узнать о русских племенах и великих полководцах. Однако есть потребность у подрастающего поколения и в иной литературе: о любви, верности, уважении, сказках.
На вопрос, поддерживается ли в твоей семье интерес к историческому прошлому твоего народа, респонденты ответили следующим образом:
· да, мы по мере сил сохраняем свои традиции – 18 чел.
· в нашей семье об этом часто забывают – 5 чел.
· мы давно потеряли связь с прошлым – 1 чел.
· затрудняюсь ответить – 7 чел.
Ответы свидетельствуют, что по мере сил в семьях опрошенных сохраняются традиции, часть опрошенных заявила, что в их семьях об этом иногда забывают, часть – затруднилась ответить.
С данным вопросом коррелирует и следующий, о том, можно ли забыть свои традиции? Респонденты считают, что:
· да, иногда так происходит – 17 чел.
· сильные традиции всё равно переживут тяжёлые времена – 11 чел.
· затрудняюсь ответить – 3 чел.
Опрошенные считают, что иногда традиции могут оставаться лишь в прошлом, предаваться забвению. Однако довольно весомая часть наших читателей считает по-другому, отмечая, что сильные традиции, несмотря на все катаклизмы, идеологию и общественное мнение, переживут века и останутся в культуре народа.
На вопрос стоит ли знать и следовать традициям своего народа, респонденты ответили:
· да, это поможет моему народу сохраниться и пережить века – 19 чел.
· нет, это совсем не обязательно – 6 чел.
· затрудняюсь ответить – 6 чел.
По мнению большинства респондентов, людям стоит сохранять традиции своего народа, поскольку это будет способствовать сохранению культуры во времени и укрепит корни народа. В то же время, часть опрошенных высказала мнение, что сохранять традиции совсем не обязательно, часть – затруднилась с ответом.
Следующий вопрос: «Как ты считаешь, могут ли старые, устоявшиеся традиции твоего народа входить в противоречие с твоими современными взглядами на жизнь?»
· да – 18 чел.
· нет – 5 чел.
· затрудняюсь ответить – 8 чел.
Большинство опрошенных считает, что традиции, своим происхождением обязанные прошлому, вполне могут противоречить взглядам на жизнь современных людей. И этому есть немало примеров (достаточно вспомнить ношение в Европе и др.). Значительно меньше респондентов считает иначе.
На вопрос о том, могут ли у народа появляться новые традиции, респонденты ответили следующим образом:
· да – 24 чел.
· нет – 4 чел.
· затрудняюсь ответить – 4 чел.
Таким образом, подавляющее большинство опрошенных считают, что с течением времени у того или иного народа могут появляться новые традиции.
В вопросе о том, можно ли отнести к традициям присущие народу качества, респонденты высказались следующим образом:
· да, можно так утверждать – 14 чел.
· нет, это не совсем верно – 11 чел.
· затрудняюсь ответить – 6 чел.
В целом мнение по этому поводу можно разделить на положительное и отрицательное, однако чуть больше тех, кто относит к традициям присущие народу качества: лень, хлебосольство, гостеприимство, педантичность и т.д.
В следующем вопросе была возможность согласиться или поспорить с мнением писателя Евгения Кулькина о том, что «Умрет традиция – умрет народ». Опрошенные высказались так:
· да – 18 чел.
· нет – 8 чел.
· затрудняюсь ответить – 4 чел.
Таким образом, большинство респондентов поддержали позицию писателя про опору народа на свои традиции. Менее трети не согласились с данным мнением.
В конце анкеты мы попросили респондентов высказать свое мнение в отношении культуры и традиций других народов – аккуратно, взвешенно, чтобы никого не оскорбить и не задеть.
Один из вопросов – о знакомстве читателей библиотеки с традициями других народов, в том числе кавказских. Опрошенные ответили так:
· да, немного знаю – 16 чел.
· нет, но хочу знать – 10 чел.
· мне бы со своими традициями разобраться… – 5 чел.
В мире существует множество стран, культур, традиций. Интересно, что из этого разнообразия знают читатели детской библиотеки. Вот что они отвечали:
· выкуп невесты – 2 чел.
· традиции мусульман – 2 чел.
· Рамадан – 2 чел.
· Курбан-Байрам – 1 чел.
· День благодарения – 1 чел.
· поедание блинов на Масленицу – 1 чел.
· смена караула в Лондоне – 1 чел.
· бразильские карнавалы – 1 чел.
· танец с корзиной на армянской свадьбе – 1 чел.
Таким образом, из традиций других народов наиболее известными являются мусульманские традиции и обычаи. Из других традиций респонденты вспомнили День благодарения – государственный праздник в США и Канаде (по старинной традиции несколько поколений одной семьи собираются в доме старших на праздничный обед, и каждый произносит слова благодарения за всё то хорошее, что произошло в его жизни; едят в этот день современные американцы то же самое, что ели их предки в далёком 1621 г. на первом обеде в честь Дня благодарения), Бразильский карнавал – ежегодный фестиваль в Бразилии, который проводится за 40 дней до Пасхи и отмечает начало Великого поста, а также армянскую свадьбу, где несколько женщин с красиво оформленными белыми свадебными корзинами начинают танцевать прямо во дворе и образуют танцевальный хоровод, в ходе которого каждая свадебная корзина в танце обменивается на красивый подарок.
Также была отмечена красивая церемония смены караула в Лондоне (эта традиция начинается в 1660 году). Это красивейшее театрализованное действо можно наблюдать не только у Букингемского дворца (хотя именно эту церемонию чаще всего показывают по телевизору), но и еще в нескольких местах Лондона. Денег за лицезрение старинного ритуала, как и за многое другое в Лондоне, платить не нужно. Главное прийти пораньше и занять лучшие места. Суть церемонии состоит в замене старой охраны на новую. Длится церемония 45 минут и проходит под звуки оркестра.
На вопрос о том, хотел бы ты познакомиться с культурой и традициями других народов, респонденты ответили следующим образом:
· да – 24 чел.
· нет – 7 чел.
То есть большая часть опрошенных желает подробнее ознакомиться с культурой и традициями других народов, узнать про обычаи других стран.
На вопрос, с какой именно культурой ты хотел бы познакомиться, опрошенные ответили так:
· русской культурой – 5 чел.
· культурой и традициями народов Кавказа – 7 чел.
· европейской культурой – 19 чел.
· другой – 3 чел.
Большинство хотело бы познакомиться с культурой европейских стран, поскольку, видимо, считает ее близкой к русской. С русской культурой и традициями народов Кавказа хотело бы познакомиться значительно меньше читателей библиотеки. Среди других вариантов: египетская, американская и китайская культура.
Следующий вопрос: могут ли традиции одного народа входить в противоречие с традициями другого народа? Ответы респондентов показали следующее:
· да – 22 чел.
· нет – 6 чел.
· затрудняюсь ответить – 3 чел.
Большинство респондентов считает, что одни традиции могут противоречить других, если речь идет о разных культурах. И таких примеров также немало, поскольку в мире великое множество культурных традиций, обычаев, которые могут поняты и восприняты иначе.
Последний вопрос: как ты относишься к обычаям народов, проживающих рядом с тобой? Распределение ответов:
· хорошо, если они не входят в противоречие с традициями моего народа – 14 чел.
· уважаю, но отношусь равнодушно – 15 чел.
· не принимаю – 2 чел.
Мнения на этот счет разделились, однако лишь двое из опрошенных не принимают традиции другого народа, остальные относятся к другим традициям либо хорошо, либо равнодушно.
В целом исследование показало, что основную этническую группу читателей детской библиотеки составляют русскоязычные граждане, относящие себя к русской культуре и в той или иной степени знакомые с русскими традициями. Однако есть представители и других культур, в том числе народов Кавказа.
Читатели неплохо знают основные русские традиции (во всяком случае, основные – те, которые известны, разрекламированы, поддерживаются в семьях). В то же время, у ребят есть определенный недостаток знаний о своей культуре, в связи с чем читатели хотели бы ближе познакомиться с книгами по истории, культуре России и других стран. Привлекает внимание читателей культура других стран, в особенности европейских.
Библиотеке стоит обратить внимание на подобные тенденции, организовать соответствующие выставки, сделать закупки интересных книг по данной тематике, чтобы удовлетворить интерес подрастающего поколения в изучении традиций различных народов мира и помочь ребятам лучше узнать о людях, живущих вместе с нами в нашем общем Доме – на планете Земля.
Для того чтобы для маленького ребенка понятия «Родина» и «Россия» не стали абстрактными, основной упор необходимо делать на знакомство детей с историческим и культурным прошлым малой родины. Это должно происходить в процессе приобщения детей ко всем видам народного искусства, в том числе и к фольклору, бытовавшему на территории родного края.
|