«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Материалы

"Твои права и обязанности"

 

 "Твои права и обязанности" 

Социологическое исследование «Твои права и обязанности» проводилось в мае 2010 года. В нём принял участие 21 человек из числа читателей Ставропольской краевой детской библиотеки им. Екимцева. Вопросы анкеты призваны были выявить уровень знаний молодых людей о своих правах и обязанностях.

Вначале мы попросили ребят перечислить свои права. Они назвали следующие:свобода – 8 чел.образование – 8 чел.свобода слова – 6 чел.жизнь – 4 чел.гулять – 3 чел.отдых – 2 чел.питание – 2 чел.не ответили – 2 чел.

Видно, что молодые люди довольно неплохо знают свои основные права. Вполне естественно, что они могут называть эти права по-разному и зачастую не так, как они прописаны в законах. Но суть они подмечают верно. А это самое главное. Право на свободу – одно из ключевых прав людей, не только детей. Среди специфических детских прав можно назвать следующие: право на жизнь, на имя, на гражданство, на безопасные условия жизни, на общение с родителями и другими родственниками, на медицинское обслуживание, на отдых и досуг и др. Большинство из этих прав дети назвали – значит, знают о них, или, по крайней мере, имеют представление о том, что это такое.

Дальше мы попросили ребят назвать свои обязанности. Вот что они ответили:хорошо учиться – 12 чел.уважать старших – 5 чел.убирать в доме – 5 чел.вести себя прилично – 3 чел.помогать взрослым и пожилым людям – 1 чел.ходить в школу – 1 чел.гулять – 1 чел.помогать родителям – 1 чел.высказывать мнение – 1 чел.соблюдать правила – 1 чел.кушать – 1 чел.не ответили – 5 чел.Обязанность в понимании детей – это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей они воспринимают в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности. Зато есть уважение прав других людей, взаимопомощь, охрана природы, соблюдение чистоты, самообслуживание, учебный труд и др. Если детям это правильно и подробно объяснить, то больших проблем по части соблюдения своих обязанностей быть не должно. Интересно, что в анкетах некоторые ребята называли своей обязанностью кушать или гулять – довольно странно, если учесть, что это совсем не обязанность, а неотъемлемое право ребёнка! Но, видимо, воспитательный процесс в отдельных семьях построен так, что садиться за стол или ездить на велосипеде – обязанность, которую надо соблюдать чуть ли под страхом расстрела. Следующий вопрос звучал так:«Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?» Ответы распределились следующим образом:исполнять свои обязанности – 3 чел.требовать соблюдения своих прав – 3 чел.и то и другое одинаково важно – 15 чел.Отрадно, что большинство респондентов выбрали третий вариант ответа, ведь соблюдения и прав, и обязанностей вносит в функционирование общества гармонию и стабильность, а перекос – неуправляемые реакции. Ответы на другой вопрос, «Как ты думаешь, кто придумал обязанности?», распределились так: государство   11 чел.взрослые – 4 чел.возникли сами по себе – 2 чел.затрудняюсь ответить – 4 чел.

Сложно сказать определённо, кто именно придумал права и обязанности, но очевидно, что это было государственная воля, за которой следовало желание подчинить и как-то структурировать жизнь своих людей, обезопасить и страну и людей от неограниченных прав и пренебрежение обязанностями.

Следующим вопросом мы хотели узнать, от кого ребёнок узнает о своих правах и обязанностях. Вот какие ответы мы получили:

от родителей – 12 чел.от учителей – 12 чел.от друзей – 0 чел.другое – 1 чел.

В ответах респонденты поровну распредели ответы «от родителей» и «от учителей», что говорит об одинаковой роли тех и других в правовом просвещении детей. Один из респондентов сказал, что получает подобные знания из учебников, что весьма нехарактерно для большинства его сверстников.

Следующим был вопрос: «Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок?» Ответы распределись следующим образом:на образование – 8 чел.на свободу – 7 чел.на жизнь – 3 чел.на своё мнение – 2 чел.на питание – 2 чел.на отдых – 2 чел.Затрудняюсь ответить – 2 чел.

Как видим, приоритетным правом для себя молодые респонденты считают право на образование. Второе место занимает право на свободу, так ценимое детьми. Свобода – вещь хорошая, и особенно её ценишь, когда взрослеешь, ведь тогда наша жизнь начинает ограничиваться множеством указов, законов, внутренних и внешних распоряжений. А детство для большинства ребят – время, полное свободы, любых действий, даже самых безрассудных.

Далее мы спросили респондентов: «Как ты думаешь, какие основные обязанности у детей и подростков?» Большинство (13 человек) затруднились ответить, остальные (8 человек) сказали, что их основные обязанности – помогать родителям, ходить в школу.

На вопрос, «Часто ли в семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях?» ребята ответили следующим образом:

редко   12 чел.часто – 7 чел.совсем не напоминают – 2 чел.

Видно, что ребятам всё же чаще не напоминают об их правах, отчего у них создается эффект информационного вакуума. Но есть и такие, кому о правах и обязанностях напоминают довольно часто, и это способно в будущем дать должный эффект, ведь ребята с детства будут знать, что им положено, а что – нет.

Следующим был вопрос, «Знаешь ли ты какие-либо законы, в которых упоминаются твои права и обязанности?» Вот какие ответы были получены:

да, знаю – 6 чел.нет, не знаю – 15 чел.

К сожалению, большинство респондентов не знают законы, в которых упоминаются их права. Понятие правого нигилизма сегодня широко распространено среди специалистов – правоведов, социологов и др., что свидетельствует о низком уровне знаний большинства россиян, в том числе и школьников, о законодательстве своей страны, о своих правах. Видимо, здесь ведётся недостаточная работа в семьях, школах, на радио и телевидении. Ещё французский писатель Оноре де Бальзак говорил, что «ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон». Проблема, как видим, остаётся актуальной и поныне.

Тех, кто ответил «да, я знаю такие законы» мы попросили назвать несколько таких законов. Однако всего двое назвали Конституция, другие четверо, вместе с теми, кто изначально не знал, затруднились назвать конкретные законы. Видимо, респонденты знают, что подобные законы существуют, но просто не знают их названия. Что немудрено – названия отдельных законодательных актов чересчур громоздки и трудно запоминаемы.

В следующем вопросе мы попросили назвать главный Закон нашей страны. Подавляющее большинство (19 человек) сказали верно – Конституция, двое не ответили на вопрос. Приятно, что на другой вопрос, «Как называется международный документ, защищающий твои права?», 15 респондентов назвали этот документ верно – Конвенция. Один человек, видимо по ошибке, назвал Конституцию, пятеро – не ответили на вопрос. Следующий вопрос, «Знаешь ли ты, чем занимается Уполномоченный по правам ребёнка?» выявил следующие ответы: да, знаю – 11 чел.нет, не знаю – 8 чел.не ответили – 2 чел.Чуть более половины респондентов осведомлены о том, что у нас в стране есть Уполномоченный по правам ребёнка (он появился совсем недавно), чем он занимается. Так как эта тема активно обсуждается в прессе и на ТВ, то ребята, весьма вероятно, получают определённую информацию по этому поводу. Кроме того, эту должность занимает довольно известный в стране человек, у которого есть удобная для современных подростков форма работы – сайт, так что часть молодых людей вполне представляет себе, что это такое. Далее мы спросили респондентов: «Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах и обязанностях?» Вот что ответили респонденты: да – 19 чел.нет – 1 чел. не ответили – 1 чел.

Очевидно, что большая часть молодых людей из числа опрошенных хотело бы получать более подробную информацию о своих правах, но на сегодняшний день по каким-то причинам не получает её в полном объёме. Это проблема многих информационных институтов, в том числе детских библиотек и таких её отделов, как информационно-консультационая служба.

Следующим для респондентов был вопрос о том, «Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав?» Вот какие ответы были получены:уполномоченному по правам ребёнка – 6 чел.маме, родителям – 5 чел.в правоохранительные органы – 2 чел.социальному педагогу в школе – 2 чел.никуда – 1 чел.не знаю – 1 чел.не ответили – 4 чел.

Выбор, куда можно сегодня обратиться ребёнку или семье с какой-то насущной проблемой, в том числе нарушением прав, довольно велик. Вопрос только в том, откуда придёт помощь, и придёт ли она вообще, т.к. многие социальные организации могут помогать только на словах. В милицию обращаться иногда бесполезно, а порой не совсем безопасно. Остаётся социальный педагог или психолог, работающий в школе, учитель, ну и, конечно, родители, который должны помогать, ограждать, объяснять и пр. Это их социальная функция, от которой никуда не деться. 

Далее мы спросили респондентов: «Если бы ты встретился с юристом, о чем бы ты его спросил?» Вот что ответили респонденты:о моих  правах – 9 чел.когда можно работать – 2 чел.о своих семейных обязанностях – 1 чел.не ответили – 9 чел.Чуть менее половины опрошенных спросило бы юриста о своих правах, что довольно очевидно. Других интересует семейная и трудовая проблематика. К сожалению, девять человек затруднились представить себя встречу с юристом и свои возможные вопросы этому специалисту. Следующим был вопрос «С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые?» По мнению респондентов это такие возраста:7 лет – 1 чел.10 лет – 2 чел.14 лет – 8 чел.18 лет – 10 чел.Большинство респондентов правильно назвали возраст, с которого наступает полная дееспособность – 18 лет. При этом часть прав ребёнок получает и ранее – с 14, 16 лет. Так что многие респонденты верно представляют себя возраст наступления дееспособности и момента, когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь.На вопрос «Уважают ли твои права как ребенка и человека дома, в семье?» все без исключения опрошенные ответили утвердительно, что свидетельствует о здоровой атмосфере в их семьях. На вопрос «Запрещают ли тебе родители общаться, дружить, встречаться с кем-либо из ребят?» респонденты ответили так:да – 4 чел.нет – 15 чел.затруднились ответить – 2 чел.Нет ничего удивительного в этих ответах, ведь в семьях со здоровым внутренним климатом родители не препятствуют общению ребёнка со сверстниками. Хотя, разумеется, есть исключения – в основном, когда в окружении их чад появляются сомнительные личности. Тут уже впору бить тревогу, ограничивая права своего же ребёнка. Вопрос, вытекающий из двух предыдущих, звучал так: «Признают ли родители, что бывают неправы в спорах с тобой?» Ответы на этот вопрос распределись так:да, всегда – 0 чел.только иногда – 20 чел.нет, никогда – 1 чел.Большинство родителей не спешит признавать свою неправоту в семейных вопросах, зачастую их мнению превращается в догму для ребёнка. И случается это порой даже в благополучных семьях. У взрослых иногда просто не находится мужества, что ребёнок оказался прав и он, взрослый, должен признать свою ошибку. Это ведёт к застарелым конфликтам, страхам высказать свою точку зрения и пр.Смежным был и вопрос «Есть ли взрослые, которые стараются раскрыть твои тайны и поэтому читают твои записки, подслушивают твои разговоры и делают что-то похожее?» Респонденты отвечали так:да, есть такие – 5 чел.нет, в моём окружении нет таких людей – 13 чел.затрудняюсь ответить – 3 чел.Приятно, что в окружении большинства молодых людей есть взрослые, не нарушающие личного пространства подростка, с вниманием и уважением относящиеся к тайнам своих близких родственников.Далее был вопрос «Знаешь ли ты права и обязанности школьника?» с целью выяснения прав ребят именно как школьников. Вот какие ответы были нами получены: да –14 чел.не уверен, что знаю все – 7 чел.

Не все респонденты, что знают свои школьные права и в этом им, разумеется, надо помочь.

Далее мы попросили: «Напиши, какие права и обязанности школьника ты знаешь».учиться (слушать учителя, поднимать руку, не разбрасывать мусор, учить уроки, не прогуливать уроки, ходить в форме) – 17 чел.не знаю – 4 чел.Следующим был вопрос «Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?»  исполняют всегда или почти всегда – 3 чел.не исполняют никогда или почти никогда – 6 чел.затрудняюсь ответить – 12 чел.К сожалению, большинство респондентов затруднились ответить на этот вопрос, однако есть и ответившие. В вопросе исполнения своих прав многое зависит от личности, характера и воспитания школьника. Далее мы попросили респондентов сказать, «Почему школьники не выполняют свои обязанности?»  не знают своих обязанностей – 1 чел.не боятся наказания – 10 чел.в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей – 1 чел.затрудняюсь ответить – 9 чел.Многие респонденты считают, что неисполнение обязанностей школьника зависит от незначительности наказания за провинность – поэтому-то многие школьники и нарушают права других, не соблюдают свои обязанности.Также мы попросили респондентов сказать, «Соблюдаются ли твои права в твоей школе?» соблюдаются всегда или почти всегда – 12 чел.не соблюдаются никогда или почти никогда – 3 чел.затрудняюсь ответить – 6 чел.У более чем половины респондентов права в школе соблюдаются, что свидетельствует о хорошем школьном микроклимате, а также школьной дисциплине. Следующим был вопрос, «Есть ли у тебя в школе учебный предмет, где говорят о твоих правах и обязанностях?» Ответы распределись следующим образом:да, есть – это обществознание – 20 чел.специального предмета нет – мы проходим это на классном часе – 1 чел.в школе не говорят о моих правах и обязанностях– 0 чел.Заключительным был вопрос «Какое право ты хотел бы иметь?» Вот какие ответы дали респонденты:на жизнь и свободу – 3 чел.права президента – 1 чел.права несовершеннолетних – 1 чел.право слова – 1 чел.ходить без формы – 1 чел.водить авто – 1 чел.все – 1 чел.не знаю – 12 чел. 

*****

 

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.

Первый взнос в развитие ребенка вносит семья. Проблему соблюдения прав детей, как одного из условий обеспечения нормативной жизнедеятельности и развития ребенка, невозможно решить только силами одной семьи. Необходимо организовать четкое взаимодействие и распределение функций и полномочий всех, кто причастен к делу формирования и развития личности ребенка (семьи, школы, библиотеки, других детских образовательных учреждений, и государства в целом).

Ребенок очень быстро вырастает и становится взрослым. Научив сегодня детей пользоваться их правами и свободами, умело сочетать права и обязанности, ответственность перед другими, мы воспитаем их правовую культуру. Завтра, превратившись во взрослых, наши сегодняшние дети научатся соблюдать и защищать не только свои права и свободы, не только права своих детей, но и наши права, права старшего поколения.

Приложение

        

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика