Правила наказания для наказывающих родителей
Насилие – последнее прибежище некомпетентности.
Айзек Азимов, американский писатель-фантаст.
Наказание – это чаще всего признак беспомощности. Не только телесное, но и любое другое наказание является признанием того факта, что мы не в состоянии объяснить ребенку, почему чего-то делать нельзя, а он не в состоянии иным способом уяснить это. Наказывая, мы расписываемся в своей неспособности быть воспитателем.
1. Не навреди! Особенно здоровью. Ни физическому, ни психическому. По идее, наказание должно быть полезным, способствующим осознанию проступка с вытекающими следствиями. Если перестараться, выйдет наоборот – ребёнок запомнит только унижение, злость и желание когда-нибудь отомстить, а вовсе не то, что нужно вовремя приходить домой.
2. Верьте ребёнку. А если сомневаетесь в его вине, прощайте. В разумных пределах, конечно же. Пусть ребёнок будет уверен, что родители ему верят, и за наговоры и чужие проступки ему не придётся отвечать.
3. Любите наказывая. Ребёнок должен знать, что вы его всегда любите и принимаете. Да, за некоторое поведение он должен нести определённую ответственность (чтобы осознать, как не следует поступать), но не за счёт любви и принятия. Например: «Я очень люблю тебя, и хочу, чтобы ты вырос ответственным человеком, отвечающим за свои поступки. Так что два дня ты вместо гуляния, найдёшь себе занятия дома, а заодно обдумаешь своё поведение».
4. За один раз одно. Даже если двоек – пять сразу, наказание должно быть одно. Хотя он сам себя уже наказал: дискомфорт перед одноклассниками, ожидание наказания. Эффективнее будет, если вы вместе выявите причину плохой подготовки к школе и поможете ему справляться с трудностями.
5. Наказан – прощен. Не вспоминайте о старых грехах, позвольте ребёнку начать сначала, с чистого листа.
Порка, или физическое наказание не оказывает воспитательного эффекта. У ребёнка, испытывающего боль и унижение, возникает желание сделать назло, только исподтишка. Свой гнев и агрессию в ответ на физическое насилие он реализует, избивая более слабых детей или мучая животных.
6. Личность неприкосновенна! Ругая, определяйте только поступки, конкретные действия: «ты сделал плохо», «поступил жестоко», «повёл себя глупо», А НЕ «ты плохой», «ты глупый». Не создавайте ребёнку ярлык, в который он при частом вашем повторении поверит.
Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации, при этом постарайтесь оставаться спокойными.
По материалам книги Д. Балыко «НЛП для родителей: 11 законов эффективного воспитания подростка».
Балыко, Д. НЛП для родителей : 11 законов эффективного общения с подростком : для совершеннолетних, общего характера / Д. Балыко.– М. : Эксмо, 2012.– 256 с.
|