«Поддержка материнства и детства, обеспечение достойного уровня и качества жизни российских семей входит в число наших национальных приоритетов» В.Путин

Цель исследования: изучение спортивных занятий детей и подростков, а также их индивидуальных потребностей в спортивных секциях.

Задачи исследования: определить уровень включенности детей в занятия спортом, любимые спортивные увлечения ставропольских детей, выявить места занятия спортом, потребность в спортивных площадках и спортивных комплексах.

Сроки реализации: ноябрь-декабрь 2012 г.

Метод исследования: анкетирование.

Объект исследования: читатели детской библиотеки 10-14 лет.

Предмет исследования: спортивные интересы читателей детской библиотеки.

База исследования: Ставропольская краевая детская библиотека им. А.Е. Екимцева.

Предполагаемые результаты: планируется определить интерес и ориентацию современных детей на занятия спортом, востребованность спортивных секций и занятий, потребность в строительстве городских спортивных площадок и крупных спортивных комплексов. Результатом может быть разработка буклета о городских спортивных секциях и планирование специальных библиотечных программ, которые будут через книгу способствовать приобщению детей к здорового образу жизни и занятиям спортом.

Инструментарий исследования: анкета из 20 вопросов, выстроенных по нескольким блокам; использование преимущественно закрытых вопросов.

Критерии оценки интереса к спорту у детей:

1 блок: осознание детьми важности занятия спортом;

2 блок: интерес к спорту;

3 блок: занятие спортом;

4 блок: роль спорта в учебной и творческой деятельности детей.

Программные вопросы:

- отношение к спорту;

- мотивация на занятия спортом;

- реальное занятие спортом, посещение спортивных секций;

- ориентация на здоровый образ жизни.

Социологическое исследование проходило в ноябре и начале декабря 2012 г. Его участниками стали дети в возрасте от 9 до 14 лет, посещающие детскую библиотеку им. А.Е. Екимцева. В ходе исследования был опрошен 41 человек. Средний возраст опрошенных составил около 12 лет. При этом большая часть опрошенных была из числа женского пола (66%).

К сожалению, далеко не для всех опрошенных детей спорт стоит на первом месте. В тоже время, большая часть детей все-таки возводит спорт в число приоритетных для себя ценностей. Есть и те, кто ставит спорт на последнее место.

Какое место занимает спорт в жизни детей:

o   одно из главных – 18 чел. (44%)

o   второстепенное – 15 чел. (36,5%)

o   последнее – 5 чел. (12%)

o   затрудняюсь ответить – 3 чел. (7,5%)

Спорт может играть самую разнообразную роль в жизни человека и особенно подрастающего ребенка. Он способен быть многофункциональным. По мнению детей, спорт в первую очередь может помочь сохранить здоровье, воспитать целеустремленность и закалить характер. Интересно, что несмотря на муссируемую в прессе тему спортсменов-богачей и обсуждение их зарплат и премиальных от различных выигранных соревнований, в глазах ребят спорт не может являться главной составляющей движения по карьерной лестницей и путем к быстрому обогащению.

Ранжирование ответов по отмеченным позициям:

o   сохранит здоровье – 38 чел. (93%)

o   воспитает целеустремленность и трудолюбие – 20 чел. (49%)

o   закалит волю и характер – 19 чел. (46%)

o   заставит стремиться к высоким результатам – 18 чел. (44%)

o   обеспечит славу и материальное благополучие – 2 чел. (5%)

o   научит строить отношения со сверстниками – 1 чел. (2,5%)

o   считаю, что спорт ничем не помогает, это просто увлечение – 1 чел. (2,5%)

Спорт также может помочь ребенку в учебе, преодолении трудностей образовательного характера. С этим согласны более половины опрошенных (58,5%). По мнению 27% детей спорт не способен существенным образом разгрузить учебный процесс. Ещё часть детей (14,5%) затруднились с ответом на этот вопрос.

Зарядка по утрам – хороший способ приобщиться к занятиям спортом, здоровому образу жизни. Однако регулярно зарядку делает лишь треть опрошенных (39%), половина делает зарядку нерегулярно, от случая к случаю (51%). Небольшое количество опрошенных отметили, что не делают зарядку (10%).

При этом уроки физкультуры посещают все опрошенные (100%), возможно, по причине того, что это является обязанностью. Таким образом, прослеживается определенная закономерность в различии между добровольным и вынужденным занятием спортом, физкультурой: уроки физкультуры посещают все, а зарядку делают по желанию.

Такая тенденция наблюдается и в ответах на следующий вопрос, о посещении спортивных секций при школе. Их не посещает большинство опрошенных детей (80,5%). Соответственно, тех, кто приобщен к занятиям спортом внутри школы не так много – всего 19,5% опрошенных. Это может быть вызвано различными факторами: узким кругом секций, плохими условиями занятий, неудобным графиком, низкой квалификацией тренера и др.

В то же время, совершенно другими оказались результаты ответа на вопрос о спортивных секциях вне школы, в городе в целом. Данные показатели говорят о другой картине, о нацеленности на занятия спортом вне стен школы, на самостоятельный выбор секций. Так, посещают спортивные секции в городе более половины опрошенных – 58%. Однако существенен и контингент не посещающих городские спортивные клубы и секции – 42%.

При этом не выявлено какой-либо одной популярной секции, одинаково значимой для всех категорий детей и подростков. Во многом это связано с разными интересами, социальными условиями, возможностью добираться в другой район города и т.д. Поэтому неудивительно, что дети на этот вопрос чаще отвечали вариант «другое» (46%). Среди этих вариантов отмечался, например, баскетбол (3 ответа), волейбол (3 ответа), лёгкая атлетика (3 ответа), бокс (2 ответа), велосипедные прогулки (2 ответа), катание на роликах (2 ответа), а также спортивная гимнастика, коньки, гандбол, акробатика, теннис, картинг и даже йога (по 1 ответу).

Четверть опрошенных посещает бассейн, которых в Ставрополе на данный момент всего два (не считая тех небольших, что открыты для родителей с малышами). При этом, конечно, многие дети посещают далеко не одну секции, достойно справляясь с нелегкой нагрузкой. Хотя, с другой стороны, для них, возможно, это в немалой степени разгрузка от учебных заданий, возможность «выпустить пар» и проявить себя в спорте, закалить характер, построить новые отношения с ребятами.

Список ответов на данный вопрос по рангу:

o   другое – 19 чел. (46%)

o   бассейн – 10 чел. (24%)

o   гуляю и бегаю в лесу/парке – 9 чел. (22%)

o   катаюсь на коньках зимой – 9 чел. (22%)

o   не хожу на секции – 9 чел. (22%)

o   танцы – 8 чел. (19%)

o   футбольная секция – 4 чел. (10%)

Одна из хороших возможностей бесплатно и с удовольствием позаниматься спортом – посетить спортивные площадки во дворах. Спектр занятий на таких площадках не очень широк (футбол, баскетбол, волейбол, бадминтон), однако при желании спортом можно заняться и там. Большинство детей (68%) отмечают, что посещают спортивные площадки в своем дворе. Незначительная часть опрошенных (12%) не выходит на площадки. 20% отметили, что в их дворах нет спортивных площадок. Эти данные довольно любопытны, поскольку хотя бы на примере этой небольшой группы респондентов опровергают мысль о том, что современные дети увлечены только компьютером. Как видим, не только. Хотя, все же, заметить детей на площадке, особенно зимой, сегодня является большой удачей.

Взгляд взрослых на детские спортивные площадки, особенно во дворах, слишком субъективен и специфичен, основан на собственном детском опыте, знании законов физики и современного строительства площадок «с учетом всех мнений и технологий». Безусловно, такое мнение не просто имеет право на жизнь, но и должно лежать в основе строительства подобных площадок, т.к. в данном случае во главу угла ставится забота о собственных детях. Однако опрошенные дети не согласны с тем, что современные детские площадки в ставропольских дворах плохие и неудобные. По мнению 73% опрошенных детей, их вполне удовлетворяют современные спортивные площадки, расположенные в их дворах. Большинству детей они нравятся. В то же время, определенный процент опрошенных выражает озабоченность состоянием детских площадок, недовольство их обликом и спортивным оборудованием. Два человека затруднились ответить на этот вопрос.

Немного возвращаясь к вопросу о занятиях физкультурой и спортом дома, скажем о том, что спортивный уголок или хотя бы «шведская стенка» есть далеко не у всех опрошенных детей – только у 22%. Значительная часть детей (78%) сказали, что спортивного уголка для базовых занятий спортом и укрепления организма у них нет.

Одной из немаловажных составляющих приобщения к спорту, особенно в настоящее время, является просмотр телевизионных трансляций спортивных соревнований. Это могут быть как внутрироссийские, так и международные состязания, посмотреть которые сегодня не такая большая проблема. Трансляции проходят и в Интернете. Как правило, всё это демонстрируется онлайн, так что любой желающий может быть в курсе того, что происходит в соседнем городе или на другом конце света. Из опрошенных нами детей, подавляющее большинство (85%) смотрит спортивные соревнования, 15% – нет.

Самым популярным спортивным событием, на который обращается взор детей, является просмотр футбольных матчей (19 чел., почти половина опрошенных). Также пользуются популярностью баскетбольные матчи (7 ответов), волейбол (3 ответа), биатлон (3 ответа), чемпионаты мира по плаванию (3 ответа), хоккей (2 ответа), спортивные танцы (2 ответа). Три человека отметили, что с интересом смотрят соревнования на Олимпиаде. По одному ответу собрали бадминтон, чемпионат по стрельбе, велосипедные гонки, лёгкая атлетика, фигурное катание, бег, бои по боксу, гандбол, теннис, лыжи, коньки. Три человека сказали, что смотрят все спортивные трансляции, которые успевает снимать телевидение. Один человек является значимой частью аудитории канала "Тонус ТВ" (канал о здоровом образе жизни; предлагает практические рекомендации по похуданию, очистке организма, здоровому питанию, семейным отношениям).

Как вызывает оптимизм просмотр спортивных событий детьми, так и вселяет определенную тревогу то, что большинство из них не читали никаких книг о спорте, или хотя бы об известных людях из мира спорта (таких 58,5%). Остальные отметили следующие книги, при этом низкая вариативность подобной литературы не позволяет говорить об изобилии названий и видов спорта:

·       "Энциклопедия спорта"

·       "История футбола и хоккея"

·       "Спорт, здоровье, жизнь"

·       "Олимпийский стадион. Как стремиться к успеху"

·       "Мальчик-футболист"

·       "Человек и спорт"

·       "Чем помогает спорт"

·       "Бойцовский клуб"

·       "Больно.ру"

·       книги про плавание, легкую атлетику и волейбол

·       спортивные журналы

·       разные доклады по развитию организма

·       книги по здоровому питанию

·       книги про необычные виды спорта, спортивную ходьбу

·       книги о футболе и хоккее

Важной характеристикой отношения к спорту является склонность к какому-либо занятию и виду спорта. У опрошенных нами детей нет доминирующего и самого любимого вида спорта: около трети детей выделяют футбол (29%), другие – волейбол (22%), баскетбол (15%), танцы (12%), теннис и плавание (по 10%), гандбол и лёгкую атлетику (по 5%). Среди остальных вариантов отмечены следующие: биатлон, хоккей, гимнастика, велоспорт, бадминтон, стрельба, картинг, велосипедный спорт, бокс, акробатика, прыжки в воду. У четверых детей нет любимого вида спорта.

Вызывает интерес «таблица» тех видов спорта, секции которых, по мнению ребят, обязательно должны появиться в Ставрополе. Наибольшую заинтересованность ребята проявляют в отношении аквапарков (очевидно, здесь речь идет о крупных и многофункциональных аквапарках, а не о тех «двух горках», которые сейчас есть в Ставрополе), секций по волейболу, плаванию (очевидна острая нехватка бассейнов в городе), гимнастике, батуту, теннису, баскетболу и др.

Возможно, часть проблем решит перенос одного из олимпийских объектов в 2014 г., однако налицо сильная потребность и явная заинтересованность детей в новых спортивных объектах, особенно в свете закрытого и пустующего в центре города стадиона «Динамо». Меньше всего заинтересованности дети проявляют в отношении секций по боевым искусствам. Думается, это обусловлено несколькими причинами: во-первых, присутствием таких секций в достаточном количестве и во-вторых, доминированием среди опрошенных девочек, изначально не очень склонных к занятиям такими видами спорта.

Ранжированный список отмеченных вариантов выглядит так:

o   аквапарки – 24 чел. (58,5%)

o   волейбол – 20 чел. (49%)

o   плавание – 19 чел. (46%)

o   гимнастика – 18 чел. (44%)

o   батуты – 18 чел. (44%)

o   теннис – 17 чел. (41,5%)

o   баскетбол – 17 чел. (41,5%)

o   фигурное катание – 16 чел. (39%)

o   катки для роликов – 16 чел. (39%)

o   легкая атлетика – 15 чел. (36,5%)

o   футбол – 15 чел. (36,5%)

o   рукопашный бой – 13 чел. (32%)

o   кикбоксинг – 12 чел. (29%)

o   лыжи – 12 чел. (29%)

o   фехтование – 11 чел. (27%)

o   картинги – 10 чел. (24%)

o   бокс – 9 чел. (22%)

o   биатлон – 8 чел. (19,5%)

o   каратэ – 6 чел. (14,5%)

o   хоккей – 6 чел. (14,5%)

o   айкидо – 4 чел. (10%)

o   дзюдо – 4 чел. (10%)

o   ушу – 4 чел. (10%)

o   другое – 6 чел. (14,5%)

В определенной степени продолжает предыдущий вопрос дискуссия о том, какие многофункциональные объекты нужны нашему городу. Здесь также велики позиции аквапарка, однако в большей степени ребята заинтересованы в строительстве в Ставрополе спортивных площадок для детей (значит, либо все-таки недовольны, или хотят видеть их в большем количестве), а также многофункционального спортивного комплекса, где была бы возможность игр в футбол, хоккей, баскетбол, теннис и др. Таких манежей сейчас в Ставрополе нет, если не считать дворец «Спартак» и комплекс СКА, которые давно требуют ремонта. В этом плане ситуация с футбольными полями немного лучше – они хоть изредка, но появляются, и у ребят сегодня есть возможность заниматься в хороших условиях. По мнению части детей, требует строительства также новый стадион и ледовый дворец. Два человека отметили, что городу остро необходим баскетхолл.

Полный список ответов по рангу:

o   спортивные площадки для детей – 26 чел.

o   многофункциональный спортивный комплекс – 20 чел.

o   большой аквапарк – 17 чел.

o   футбольные поля – 16 чел.

o   новый стадион – 12 чел.

o   ледовый дворец – 10 чел.

o   другое – 2 чел.

Несколько отвлеченный от основной темы исследования вопрос об отношении к «моржам», тем не менее, является важным с точки зрения поддержки или осуждения тех, кто всецело сосредоточен на занятии спортом и здоровом образе жизни, кто, наверное, в определенной степени может быть назван образцом для подражания. Поддерживает зимнее закаливание большая часть ребят (61%). Незначительное число детей относится к таким людям отрицательно (10%). Остальные затруднились с ответом.

В конце исследования нам представлялось интересным определить, кто в семье опрошенных детей занимается спортом или хотя бы нацелен на это. Основным примером для подражания в плане занятий и приобщения к спорту в семьях опрошенных детей может быть назван сам ребенок, а также папа. В меньшей степени – брат и мама.

По рангу можно выделить следующие варианты:

·        я – 16 чел.

·        папа – 14 чел.

·        брат – 10 чел.

·        мама – 8 чел.

·        вся семья – 6 чел.

·        сестра – 4 чел.

·        дядя – 2 чел.

·        тетя – 1 чел.

·        бабушка – 1 чел.

·        дедушка – 1 чел.

·        никто – 3 чел.

 

Заключение

По итогам опроса детей о спорте можно резюмировать следующее:

  • Немного выше процент тех детей, кто возводит спорт в число приоритетных для себя ценностей (44%). В то же время, существенен процент тех, для кого спорт играет второстепенную роль в жизни (36,5%).
  • По мнению детей, спорт в первую очередь может помочь сохранить здоровье, воспитать целеустремленность и закалить характер.
  • Спорт способен помочь в преодолении трудностей образовательного характера: с этим согласны более половины опрошенных (58,5%). По мнению 27% опрошенных детей спорт не способен существенным образом разгрузить учебный процесс.
  • Регулярно зарядку делает лишь треть опрошенных (39%), половина делает зарядку нерегулярно, от случая к случаю (51%). Небольшое количество опрошенных отметили, что не делают зарядку по утрам (10%).
  • Уроки физкультуры посещают все опрошенные (100%),
  • Спортивные секции при школе не посещает большинство опрошенных детей (80,5%).
  • Городские спортивные секции в городе посещают более половины опрошенных – 58%. Однако существенен и контингент не посещающих городские спортивные клубы и секции – 42%.
  • Не выявлено какой-либо одной популярной секции, одинаково значимой для всех категорий детей и подростков (больше всего – четверть опрошенных – посещает бассейн). Во многом это связано с разными интересами, социальными условиями, возможностью добираться в другой район города и т.д.
  • Большинство детей (68%) отмечают, что посещают спортивные площадки в своем дворе. Незначительная часть опрошенных (12%) не выходит на площадки. 20% отметили, что в их дворах нет спортивных площадок.
  • Спортивный уголок или хотя бы «шведская стенка» есть далеко не у всех опрошенных детей – только у 22%. Значительная часть детей (78%) сказали, что у них нет спортивного уголка.
  • Из опрошенных детей, подавляющее большинство (85%) смотрит спортивные соревнования.
  • Самым популярным спортивным событием, на который обращается взор детей, является просмотр футбольных матчей (почти половина опрошенных). Также определенной популярностью пользуются баскетбольные матчи.
  • Большинство детей не читали книг о спорте (58,5%).
  • Любимыми видами спорта детей являются футбол (29%), волейбол (22%), баскетбол (15%), танцы (12%), теннис и плавание (по 10%).
  • Наибольшую заинтересованность ребята проявляют в отношении появления в городе аквапарков, секций по волейболу, плаванию, гимнастике, батуту, теннису, баскетболу и др.
  • Из многофункциональных объектов в большей степени ребята заинтересованы в строительства в нашем городе спортивных площадок для детей, а также многофункционального спортивного комплекса, где была бы возможность игр в футбол, хоккей, баскетбол, теннис и др.
  • Поддерживает зимнее закаливание большая часть ребят (61%). Незначительное число детей относится к таким людям отрицательно (10%). Остальные затруднились с ответом.
  • Основным примером для подражания в плане занятий и приобщения к спорту в семьях опрошенных детей может быть назван сам ребенок, а также папа. В меньшей степени – брат и мама.

Рекомендации

Данное социологическое исследование может в определенной степени стать основой при формировании фонда спортивной литературы, с которой дети знакомы недостаточно хорошо. Результаты этого исследования также могут помочь при проведении мероприятий в библиотеке, связанных со спортивной тематикой, при включении игр спортивной направленности в ход отдельных мероприятий, при знакомстве с героями Олимпиад и спортсменами, внесшими вклад в спортивный успех нашей страны.

Необходимы также беседы с детьми о спорте, его принципах, победах и поражениях, подвигах и славе спортсменов, а также дискуссии, направленные на убеждение детей в огромном труде при достигнутых высоких результатах, высокой мотивации и веры в себя.

Представляется актуальной разработка буклета о спортивных объектах на территории нашего города, включая хотя бы краткий рассказ о наших городских спортивных командах, известных спортсменах, а также справочника, в котором была бы отражена информация о городских спортивных секциях Ставрополя. Думается, что подобная информация была бы очень полезна детям и родителям, посещающим библиотеку.

Библиотеке также необходимо планирование специальных библиотечных программ, которые будут через книгу способствовать приобщению детей к здоровому образу жизни и занятиям спортом, транслировать ориентацию на спортивные занятия. Необходима разработка мероприятий по содействию формированию заинтересованного отношения детей к спорту, в том числе организация просветительских занятий, продвижение литературы о спорте, привлечение известных спортсменов к работе с детьми.

 

Приложение

 

Поиск

Актуально



Внимание! Полезное чтение!

vistavka 2kv

Досуг детей

dosug2

Pozitiv kontent

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

 Адаменко Светлана Викторовна

telefon

Яндекс.Метрика