«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Рекомендации для родителей

Как воспитать силу воли: рекомендации подросткам

Что такое воля? Это и решительность, и терпение, и вера в собственные силы, а ещё способность к самодисциплине и принятию осознанных решений. Иными словами, воля – это способность выполнять рутинные дела и обязанности, которые иногда делать не хочется, но без которых порой невозможно достичь желаемой цели.

Откуда берется сила воли?

В нашем мозге есть зона, которая называется префронтальная кора головного мозга. Это совсем небольшой участок, который выполняет важнейшую функцию: он отвечает за то, чтобы мы могли принимать волевые решения. Когда префронтальная кора находится не в лучшем состоянии, мы перестаем себя контролировать: нам хочется есть много вредной пищи, совершать импульсивные поступки, накричать на кого-нибудь и т.п. Но есть очень простые способы вернуть этот участок головного мозга в строй и стать гуру самоконтроля.

Что же нужно для того, чтобы «укрепить» волю?

Воля, к сожалению, не является врожденным качеством, её нужно воспитывать. По мнению доктора философии, психолога, преподавателя Стэнфордского университета Келли Макгоникал (автора книги «Сила воли»), сила воли — это настоящая мышца, как и любая в нашем теле. Ее легко можно натренировать с помощью особых техник и упражнений.

5 простых упражнений для развития силы воли:

1. Соблюдай режим. Старайся ложиться и вставать, принимать пищу в одно и то же время, иначе говоря, распределять свой день. В течение учебного года это достаточно просто сделать: школа, обед, уроки, свободное время/досуг, ужин,  сон. Но и на каникулах старайся составить себе примерный график занятий, вместо того чтобы бесцельно слоняться по улицам  или весь день "залипать" в гаджетах.

2. Ежедневная прогулка. Заведи себе привычку гулять каждый день, хотя бы минут 15-20. Прогулка помогает разогнать кровь в организме, насытить его кислородом, а еще во время прогулки вырабатываются гормоны радости — эндорфины. Получается, ты становишься автоматически счастливым, просто прогуливаясь. Прогулка очень хорошо помогает восстановить функции префронтальной коры, поэтому она просто незаменима в деле увеличения самоконтроля.

3. Простые занятия, приносящие удовольствие. Постарайся делать то, что ты любишь, от чего получаешь удовольствие и радость, дважды в день ежедневно в течение 5 минут (не больше и не меньше). Просто чтобы поупражняться в создании привычки, не нарушая заданный хронометраж и не отлынивая. Допустим, дважды в день по 5 минут разговаривай с лучшим другом по телефону, общайся в соцсетях, выходи в Интернет, читай книгу, играй в игру, крутись перед зеркалом и т. п. Преодолевай соблазн просидеть за любимым занятием дольше отведенного времени или, что ещё хуже, – пропустить  занятие. Десять минут в день не так сложно потратить на укрепление силы воли. Не так ли? А польза будет колоссальная!

5. Усиль самоконтроль и осознанность. Начни следить за тем, на что обычно не обращаешь внимания. Например, сколько времени проводишь в Интернете или перед телевизором, что ты ешь, сколько времени приводишь себя в порядок, где и сколько бываешь и т.п. Для этого не нужно новомодной техники — хватит карандаша и бумаги.

Как видишь, упражнения очень простые и занимают очень мало времени. Главное  регулярно  их выполнять. Кстати, запомни, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Приучая себя совершать какие-либо действия в течение всего лишь трех недель, ты вырабатываешь привычку, и далее уже совершаешь нужные тебе и полезные действия на автомате.

Развивая волю, ты обеспечиваешь себе успешное будущее!
 

По материалам книги Келли Макгоникал "Сила воли: как развить и укрепить" 

Конфликты

Конфликт (conflictio, лат.) — столкновение, борьба, спор, ссора.

Как бы вы ни относились к конфлик­там: боитесь ли вы их, избегаете или же с удовольствием ввязываетесь, а может, даже и раздуваете — без них на­ша жизнь не обходится. В споре рождается истина. Непонимание между людьми и, как следствие, конфликты учат нас договариваться с другими людьми, учитывая интересы каждого. 

Но споры и конфликты бывают разные. Когда-то фило­софы определили главные разновидности спора: спор ради победы, спор ради спора и спор для выяснения истины. В конфликте все так же. Конфликт начинается, когда несо­впадающие интересы сталкиваются; заканчивается — когда остается один интерес. Все либо договариваются, находят вариант решения проблемы, устраивающий все стороны, либо побеждает одна точка зрения, а остальные отступают, не выдержав мощного натиска одной из недовольных сторон. 

Увы, конфликты неизбежны, но не стоит их бояться. Если конфликт назрел, лучше его разрешить в ближайшее время и мирным путём, чем долгие дни избегать неприятной ситуации и делать вид, что всё замечательно. Такое поведение создаст дополнительную напряжённость и только усугубит обстановку. Нет ни одного человека, который хоть раз в жизни не выяснял отношения с другими. Правда, ведут себя в таком столкновении все по-разному: кто-то доказывает свою правоту и пытается добиться победы любой ценой, а кто-то стремится к сотрудничеству и конструктивному решению проблемы.

Узнать свою тактику поведения в конфликте вы можете, ответив на вопросы онлайн-тестаперейдя по ссылке http://ekimovka-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=984&Itemid=99.

Что полезно, а что вредно при выяснении отношений и ссорах с другими людьми:

Главное:

Постарайтесь не ввязываться в конфликт, если не опре­делили для себя, чего вы хотите. Не имея чёткой позиции, подкреплённой весомыми аргументами, вы вряд ли сможете достойно отстоять свою точку зрения, а только испортите себе настроение и понизите самооценку. Однако и позиция избегания - не лучший вариант. Если кто-то пытается ущемить ваши права и предъявляет претензии, вы можете и должны хотя бы высказать своё видение возникшей проблемы. 

Что полезно:

1. Дайте возможность твоему собеседнику «выпустить пар»: сказать все, что «накипело», и попросите его четко сказать, чего же он хочет и чем недоволен.

2. Постарайтесь не выходить из себя и четко скажите, чего хотите вы и чем недовольны в этой спорной ситуации.

3. Не «подливайте масла в огонь»: не увязайте во взаим­ных обвинениях и обидах.

4. Старайтесь держаться на равных. Если вы виноваты, то извинитесь и спокойно признайте свою ошибку, без само­уничижения, без чувства вины, с достоинством.

5. Не уходите от темы конфликта, личность человека тут ни при чем.

6. Позвольте другому остаться при его мнении. Попы­тайтесь договориться о том, чего конкретно не следует де­лать дальше, чтобы ссора снова не раздувалась.

Что вредно:

1. Не учитывать интересы другого человека. Смот­реть на него очень критично.

2. Видеть ситуацию только со своей стороны.

3. Обвинять.

4. Показывать свое превосходство.

5. Приписывать ему отрицательные черты характера и плохие намерения. Задевать «болевые» точки собесед­ника, его слабые и уязвимые места. Обрушивать на друго­го слишком много претензий.

6. Ставить ультиматумы.

 

По материалам книги Е. Розановой "Лев в шкафу, или А теперь узнай всю правду о себе". 

«Из чего же сделаны ДЕВОЧКИ?»

Главные различия в развитии мальчиков и девочек:

  • Языковые и разговорные центры в левом полушарии у девочек развиты сильнее. Поэтому девочки быстрее учатся говорить, издавать звуки, похожие на слова. В общем, все, что связано с разговором и звуками у девочек развивается быстрее.
  • У девочек уже при рождении сразу устанавливается связь между двумя полушариями мозга (в развитии мальчиков этот процесс продолжается до 9 месяца жизни). Поэтому девочки чувствительнее относятся ко всему окружающему их, лучше понимают собственные ощущения, чем мальчики.
  • Кора головного мозга, ответственная за развитие интеллектуальных способностей, развивается у девочек в утробе матери раньше, чем у мальчиков.
  • Связь между левым и правым полушарием развивается у девочек раньше и лучше, поэтому им легче научиться читать.
  • У мальчиков развито лучше пространственное воображение. Девочкам нужна помощь в осознании трехмерности пространства.
  • В школьные годы развитие мальчиков в беге, прыжках и бросках лучше, чем у девочек.
  • Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс.
  • Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей.
  • Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя, а мальчики технику.
  • Девочки ориентированы больше на отношения между людьми.

Знания о различиях в развитии мальчиков и девочек поможет вам лучше заботиться о тех качествах ребенка, которые от природы развиваются медленнее или позже, а также сконцентрировать свое внимание на сильных сторонах.

Рекомендации родителям  по воспитанию девочек:

Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни. Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим.

  • Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих.
  • Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
  • Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится.
  • Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.   
  • Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
  • Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
  • Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!: "Я тебя так люблю", "Ты у меня просто чудо, подарок судьбы", "Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю", "Ты украшаешь мою жизнь". Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина. 
  • Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
  • Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
  • У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
  • Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
  • Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

 

Рекомендуем прочитать по теме:

  • Барложецкая, Н.Ф. Сын капризничает, как девочка. Дочь дерётся, как пацан /  Н.Ф. Барложецкая // Барложецкая, Н.Ф. Советы опытной няни / Н.Ф. Барложецкая.– Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.– 256 с. – С.101 – 103. – (Библиотечка родителей).
  • Беринг, С., Голдберг, Э. У вас девочка! / С. Беринг, Э. Голдберг . - Минск: Попурри, 2010. – 112с.: ил.
  • Как воспитать чувство ответственности у ребёнка

    1. Постарайтесь воспитать в ребенке чувство ответственности за то, что он делает. Если у него такое чувство есть — это залог успеха в жизни. Чувство ответственности нужно начинать воспитывать с первых попыток ребенка сделать что-либо самостоятельно.          Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы  

    он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы.     Сначала его движения могут быть неловкими, неуклю­жими. Это естественно, он же учится! Главное, подбодрить: ребенок будет чувствовать, что на него рассчитывают, что его действия нужны и важны, что без его помощи не обойтись.     

    2. Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца. Очень часто дети бросают начатые дела, не доведя их до конца. Как родителям поступить в такой ситуации? Главное — не        пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Попробуйте мирно и доверительно побеседовать и         объяснить ему, как важно доводить начатое до конца. Например, вы готовите обед — и вдруг решаете, что   вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда. Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело.

    3. Найдите способ заинтересовать ребенка в обязательной деятельности. Постарайтесь создать ситуацию успеха: если ребёнок укладывется в те сроки, которые вы определили, или выполнил самостоятельно какое-то задание, у него наверняка возникнет желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового.

    4. Хвалите ребенка, если он этого заслужил. Показывайте ему, что он на многое способен, и вы верите   в его силы. Это будет вдохновлять его к новым дости­жениям.

     

    По материалам статьи Анастасии Бурковой «Хочу» и «должен» (Семья и школа. – 2015. - №9 – 10. – С.32 – 33.)

     

    Семья – малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью,  отношения в которой регулируются нормами морали и права.

    Условия для существования семьи: совместная деятельность, пространственная локализация, общекультурная среда.

    Основные характеристики семьи – дееспособность / недееспособность, активность.

     Дееспо­собность семьи может быть:

    •   ограниченная (в силу психосоматических, возрастных осо­бенностей ее члены неспособны самостоятельно зарабатывать сред­ства к существованию и вписаться в систему социальных отноше­ний — пенсионеры, инвалиды);

    •   временно ограниченная (психосоматические, возрастные особенности лишь временно ограничивают социально-экономи­ческую самостоятельность; например, семьи, переживающие ка­кой-либо вид социальных катаклизмов, включая безработицу, имеющие детей, не достигших трудоспособного возраста, семьи инвалидов);

    •   неограниченная (члены семьи имеют полный спектр воз­можностей вписаться в социальное пространство и адаптироваться к изменяющимся условиям, не носящим характера социального катаклизма).

    Активность семьи характеризует ориентацию на наращивание и актуализацию ее ресурсов, т.е. степень самообеспечения и само­помощи.

    Выделяют три вида активности:

    •   собственно активность (ориентация на свои силы, высокая мобильность, развитие адаптационных способностей);

    •   ограниченная активность;

    •   пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мо­бильность, неразвитость адаптационных способностей).

    Так же выделяют такое понятие, как психологическое  здоровье семьи. Это со­стояние душевного психологического благополучия семьи, обес­печивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведе­ния и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей.

     Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связа­ны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме:

    1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь дру­гим членам семьи («снисходительная, потворствующая гипер­протекция» и «чрезмерная опека»);

    2) с неадекватностью соот­несения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе со­циального развития (трудности восприятия противоречий совре­менного социума).

    Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризис­ные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воз­действием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жиз­ненных факторов. Главной проблемой, как правило, является по­ложение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В небла­гополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных не­желательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

    Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая силь­ные и продолжительные отрицательные эмоциональные состоя­ния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным ус­тупкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его фак­торам.

    Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занима­ют непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компро­миссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

    Проблемные семьи. Для них характерно появление особо труд­ных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаи­моотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

    К основным функциям семьи можно отнести:

    • репродуктивную — биологическое воспроизводство и сохране­ние потомства, продолжение рода;
    • воспитательную — духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспи­тательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
    • хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
    • экономическо-материальную — поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных;
    • организация  досуга — поддержание семьи как цело­стной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
    • социальный контроль — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

    Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.

    Понятие темперамент означает смешение частей, относится к природно обусловленным подструктурам личности. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду индивидуально-психологические свойства человека, определяющие формально-динамические особенности его деятельности, такие как интенсивность (энергетический аспект поведения) и время (темпоральный аспект поведения). Таким образом, темперамент характеризует динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту, силу. Важнейшими критериями выделения свойств темперамента являются наследуемость, проявление в раннем детстве, устойчивость проявления их в разных ситуациях, проявление их как у животных, так и у человека.

    Физиологические основы темперамента

    И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

    Сила нервных процессов - это способность нервных кле­ток переносить сильное возбуждение и длительное тормо­жение, т.е. выносливость и работоспособность нервных кле­ток. Сила нервного процесса выражается в соответствую­щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра­жения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - сла­бые процессы возбуждения и торможения.

    Уравновешенность предполагает пропорциональное со­отношение данных нервных процессов. Преобладание про­цессов возбуждения над торможением выражается в быст­роте образования условных рефлексов и медленном их уга­сании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

    Подвижность нервных процессов - это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

    Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.

    В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:

    1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

    2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).

    3. Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.

    4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.

    Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной дея­тельности, а следовательно, темпераментов. В большин­стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент не­сколько меняется с возрастом.

     Узнать свой тип темперамента вам поможет тест.

     Материал подготовлен при помощи книг:

    Дубровина И.В. Психология.

    Шеламова Г.М.  Деловая культура и психология общения.

    Поиск

    Актуально

    

    Полезное чтение

    gif20231

    Родительский лекторий

    Досуг детей

    dosug2

    Уполномоченный при Губернаторе
    Ставропольского края по правам ребёнка

    adamenko

    Адаменко Светлана Викторовна

    telefon

    ipoteka2021

    Яндекс.Метрика