«Поддержка и создание условий для достойного воспитания ребенка — безусловный приоритет государственной политики» В.Путин

Рекомендации для родителей

Радуйтесь вместе с детьми

Когда я встречал взрослого, который  казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но они все отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и галстуках. И взрослые били очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком...

А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Взрослый мир перестает быть привлекательным для взрослых. Работа, заботы о доме, быте, семье.  И это ежедневное колесо забот однажды «захватывает» и не отпускает, зачастую, даже по выходным. Из способов расслабиться – алкоголь, телевизор и «новинка сезона» - виртуальное общение.

1У нас вечный «день Сурка» с небольшими изменениями внутри каждого дня: дождь вместо облачности, да температура иногда меняется; кто-то захандрит из близких, новая сплетня на работе. Но в принципе, всё одно и то же… Прямо как в популярной в своё время песне «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль, так откуда ж взялась  печаль?». А почему же ей, печали,  не взяться, если жизнь скучна, однообразна. И мы ждём, что появится кто-то или что-то, что нас наполнит, развеселит, вдохнёт новый смысл: шопинг, новые отношения, отпуск. Но уже и покупки не радуют, и отношения какие-то одинаковые.

А рядом с нами находится совсем иной мир – увлекательный, интересный, вдохновленный, яркий, с наивной непосредственностью, с чудесами в каждом дне. С лёгкостью, ярким счастьем, радостью каждого мгновенья. Таково детство во всей его полноте!

2Но этот мир воспринимается прекрасным и удивительным лишь до тех пор, пока мы позволяем ему быть таковым. А затем: «Терпи», «Так надо», «Это не больно!», «Глупости выдумываешь и говоришь!», «Какие у тебя могут быть проблемы?»,  «Подумаешь, котёнок сдох!», «Танцами сыт не будешь, займись лучше математикой!», «Какая любовь в 6 лет! Выкинь из головы!», «Любишь? Перелюбишь! Он / она не пара тебе!», «Займись-ка делом! У тебя экзамены на носу!» и т.д. 

 "Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать."(А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".) 

И именно этими регулярными словами-убийцами постепенно мы, взрослые, разрушаем мир детства: чувство радости, печали, любви, счастья. Мы-то ведь большие, мы лучше разбираемся в жизни. 

И неважно,  что у меня самой (самого) не сложились истинные, любовные отношения с партнёром, я хожу ежедневно на нелюбимую работу и заедаю всю свою  не очень-то удачную и счастливую жизнь «чем-то там» из рекламы. Но зато, я знаю, как надо жить моему ребёнку! Мама плохого не посоветует: «Терпи, молчи, не чувствуй, закуси губы и тяни лямку дальше!». 

"На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше."(А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц".)  

Круг замкнулся. Что делать?

А надо всего лишь  научиться принимать и свои чувства, и детские: «Да, это больно, когда поцарапаешься. Давай я подую, и это быстрее пройдёт»; «Да, это обидно, когда друзья идут гулять без тебя»; «Я бы тоже рассердился, если бы со мной такое произошло»…

Примите без оценок: «хорошо», «плохо», «правильно». 

Примите без критики: «Ну, ты даешь! Я бы так никогда не…», «Ты что совсем…?» 

Примите без советов: «Я бы на твоем месте…» 

Примите без примеров: «Сосед плохо учился, и теперь видишь…» 

Просто примите  детские чувства разочарования, боли, гнева. Выслушайте, дайте разрешение чувствовать, приласкайте. Дайте ребёнку возможность понять и принять свои чувства. Не подавляя, отрицая или игнорируя. Просто примите. 

Порадуйтесь вместе зелёному листочку, большой луже, яркой бабочке, красивой снежинке. Без рационализма: «Пришла весна, все расцветает, а бабочка – всего лишь бывшая гусеница». Просто порадуйтесь. 

И тогда, когда ваши чувства оживут, они смогут вас радовать началом нового дня, бездонным, голубым небом, меланхолией дождя, грустью разлук, предвкушением новых встреч - тем маленьким чудесам, из которых состоит жизнь. Если мы позволяем себе жить.   

Виктория Иванова, психолог

Книги, которые помогут вам заглянуть в эмоциональный мир детства: 

  • Гинот, Х. Любить без условий, растить без усилий: секреты разумного воспитания детей от 3 до 18 лет: суперуникальное пособие для родителей / Х. Гинот.– М. : Центрполиграф, 2010.– 317 с. 
  • Клауд, Г. Как воспитать замечательного ребенка: как помочь ребенку в формировании характера / Г. Клауд, Дж. Таунсенд; пер. с англ. Л. Б. Сумм.– М.: ТРИАДА, 2011.– 287 с. 
  • Кравцова, М. Мой ребенок - подросток. Понять, принять, подружиться / М. Кравцова.– М.: Эксмо, 2008.– 144 с.– (Шпаргалки для родителей). 
  • Фабер А. Как говорить с детьми, чтобы они слушали, и как слушать так, чтобы дети говорили / А. Фабер, Э. Мазлиш. – М.: Эксмо, 2013. – 336 с. 

Сынология, или Психология воспитания и развития мальчиков

 Воспитание малышей 2-6 лет

Основные задачи:

$1. Создание стабильного, надёжного, заботливого окружения. Если ваш мальчик живёт в определенных рамках по чётким правилам, если он понимает, что мир (т.е. вы) ведёт себя предсказуемо, у него будет лучшая готовность к дальнейшему освоению  взрослого мира.

$2.   Начинайте учить его, как быть хорошим человеком, осваивая основы того, что такое хорошо и что такое плохо.

$3. Как можно чаще веселитесь. Мальчики обычно увлекаются супергероями, динозаврами и многим другим.

Важные и необходимые занятия для мальчиков:

·      строить шалаши (в доме из простыней, на улице из веток и старых досок);

·      спать в построенном вами шалаше;

·      спать в палатке на заднем дворе;

·      шлёпать по лужам;

·      кататься с горок;

·      копаться в лужах;

·      бросать камни в реку;

·      собирать в банки жуков;

·      драться на мечах (если их у вас нет - скатайте из газет);

·      бороться и падать;

·      висеть вниз головой;

·      качаться на ваших ногах;

·      делать кувырки;

·      забираться на деревья;

·      ходить по крышам, заборам, бордюрам,  когда никто не держит за руку;

·      бегать и кричать;

·      вести водяные бои (с брызгалками или водяными бомбами);

·      издавать воздушными шариками пукающие звуки;

·      прокалывать воздушные шарики;

·      делать то, что может испугать (обычно это связано с высотой или скоростью);

·      кричать – просто кричать, кричать и кричать;

·      поздним вечером играть во дворе с фонариком без мамы;

·      читать на ночь «там, где живут чудовища»;

·      есть шоколад и сладкое, пока не затошнит;

·      играть в мяч;

·      научиться ездить на велосипеде.

·      есть пиццу и смотреть DVD;

·      приглашать друзей и носиться по дому, как сумасшедшие, истошно вопящие дикари.

·      пачкаться;

·      носить джинсы с дырками на коленях;

·      получать порезы, шишки и синяки.

Воспитание больших мальчиков  7-12 лет

В этом возрасте мальчик начинает использовать полученные знания, развивает и расширяет сферу применения своих навыков.

Основные задачи:

$1. Укрепить его уверенность и способности. Для этого необходимо сначала их заложить (способности), а потом позволить самостоятельно обнаружить. И если вы верите в сына, у него не будет другого выхода, кроме как следовать вашему плану.

$2.  Сформировать свои отношения, которые станут основой всего, что ждёт вас в будущем.

$3.   Помогите ему связать причину со следствием. Очень важно научить его ассоциировать свои действия с тем, к чему они могут привести.

Важные  и необходимые занятия для мальчиков:

$·         использовать складной нож без присмотра взрослых;

$·         строить большие шалаши подальше от дома;

$·         забираться на высокие деревья;

$·         научиться не падать с больших деревьев;

$·         по мере взросления (примерно с 8 лет) гулять с друзьями без вашего присмотра;

$·         самостоятельно ходить в школу (примерно с 8 лет);

$·         не сдать вовремя домашнее задание и попасть в неприятности;

$·         оставить куртку дома и замёрзнуть или промокнуть;

$·         ошибаться до тех пор, пока до него не дойдёт суть последствий;

$·         проводить ночь вне дома без вас (у бабушки или друзей);

$·         строить модели самолётов, машин или кораблей;

$·         делать копьё из заострённой палки (для этого ему нужен нож) и метать его;

$·         стрелять из лука;

$·         разводить костёр;

$·         научиться плавать;

$·         знать, что на пляже вы всегда за ним следите;

$·         терять что-нибудь ценное. Гулять в диких, уединённых местах вместе с вами;

$·         пицца и  DVD;

$·         болтать о чём угодно;

$·         знать, что мама – это не друг, а мама.

Воспитание подростков 12-19 лет

В подростковые годы происходит невероятный скачок в развитии не только тела  но и мозга, что приводит к тому, что подросток не совсем в себе.

Рекомендации:

$1. Не пугайтесь. Скорее всего, ваш сын будет делать то, что встревожит любого здравомыслящего человека, однако вам придётся смириться, поскольку всё это часть жизни.

$2.   Давайте ему свободу, но не оставляйте в одиночестве.

$3.   Будьте последовательны.

Перечень занятий для данного этапа развития:

$·         научить водить машину;

$·         поговорить о девочках;

$·         дать ответственный пример отношения к алкоголю и наркотикам;

$·         обнимать его (если это вам сходит с рук);

$·         говорить, что вы его любите;

$·         провести как минимум один мучительный «семейный отпуск»;

$·         не убирать за ним – это не ваша работа;

$·         объяснить ему, что женщины не приемлют неуважительного обращения;

$·         всегда приходить на его занятия спортом или школьные конкурсы;

$·         периодически вместе есть пиццу и смотреть фильмы.

 По материалам книги Н. Латта «Сынология. Матери, воспитывающие сыновей».

Рекомендуем прочитать:

Латта, Н. Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума: 18+ / Н. Латта; пер. с англ. О. Перфильев.– М.: РИПОЛ классик, 2012.– 352 с.

Латта, Н. Пока ваш подросток не свел вас с ума: 18+ / Н. Латта; пер. с англ. М. Яблоков.– М.: РИПОЛ классик, 2012.– 352 с.

Правила наказания для наказывающих родителей

 Насилие – последнее прибежище некомпетентности.

Айзек Азимов, американский писатель-фантаст.

Наказание – это чаще всего признак беспомощности. Не только телесное, но и любое другое наказание является признанием того факта, что мы не в состоянии объяснить ребенку, почему чего-то делать нельзя, а он не в состоянии иным способом уяснить это. Наказывая, мы расписываемся в своей неспособности быть воспитателем.

1. Не навреди! Особенно здоровью. Ни физическому, ни психическому. По идее, наказание должно быть полезным, способствующим осознанию проступка с вытекающими следствиями. Если перестараться, выйдет наоборот – ребёнок запомнит только унижение, злость и желание когда-нибудь отомстить, а вовсе не то, что нужно вовремя приходить домой.

         2. Верьте ребёнку. А если сомневаетесь в его вине, прощайте. В разумных пределах, конечно же. Пусть ребёнок будет уверен, что  родители ему верят, и за наговоры и чужие проступки ему не придётся отвечать.

3. Любите  наказывая. Ребёнок должен знать, что вы его всегда любите и принимаете. Да, за некоторое поведение он должен нести определённую ответственность (чтобы осознать, как не следует поступать), но не за счёт любви и принятия. Например: «Я очень люблю тебя, и хочу,  чтобы ты вырос ответственным человеком, отвечающим за свои поступки. Так что два дня ты вместо гуляния, найдёшь себе занятия дома, а заодно обдумаешь своё поведение».

4. За один раз одно. Даже если двоек – пять сразу, наказание должно быть одно. Хотя он сам себя уже наказал: дискомфорт перед одноклассниками, ожидание наказания. Эффективнее будет,  если вы вместе  выявите причину плохой подготовки к школе и поможете ему справляться с трудностями.

5. Наказан – прощен. Не вспоминайте о старых грехах, позвольте ребёнку начать сначала, с чистого листа.

Порка, или физическое наказание не оказывает воспитательного эффекта. У ребёнка, испытывающего боль и унижение, возникает желание сделать назло, только исподтишка. Свой гнев и агрессию в ответ на физическое насилие  он реализует, избивая более слабых детей или мучая животных.

6. Личность неприкосновенна! Ругая, определяйте только поступки, конкретные действия: «ты сделал плохо», «поступил жестоко», «повёл себя глупо», А НЕ  «ты плохой», «ты глупый». Не создавайте ребёнку ярлык, в который он при частом вашем повторении поверит.

           Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации, при этом постарайтесь оставаться спокойными.

По материалам книги Д. Балыко «НЛП для родителей: 11 законов эффективного воспитания подростка».

Балыко, Д. НЛП для родителей : 11 законов эффективного общения с подростком : для совершеннолетних, общего характера / Д. Балыко.– М. : Эксмо, 2012.– 256 с.

Стили семейных отношений

Существует множество теорий и подходов к процессу воспитания. Мы остановимся на наиболее часто встречаемых как в теории, так и на практике: диктат, он же авторитарный; гиперопека; невмешательство, или индеферентность; сотрудничество, либо авторитетный стиль.

Определить свой стиль воспитания ребёнка вы можете,

ответив на вопросы теста "Стиль семейного воспитания".

Диктат / авторитарность

Само слово говорит за себя. В данном подходе позиция родителя всегда одна: «Я всегда прав, я лучше знаю, что нужно моему ребёнку». Такие родители подавляют инициативу и чувство собственного достоинства, значимости у ребёнка. Результатов у такого воспитания два:

  • Либо дети, безусловно, принимают позицию «Другие знают лучше меня, что мне делать, как жить», что влечёт за собой низкую самооценку, неуверенность в себе, тревожность, тотальную зависимость от других и т.д. причём на всю жизнь.
  • Или же, что бывает реже, дети лидеры становятся бунтарями, всеми способами пытающиеся вырваться из - под гнёта родителей, а иногда и любых взрослых. Эта позиция бунтарства впоследствии может стать стилем жизни.

«Родители жестоки со своими детьми, потому что родители сделали вклад в них. Родители имеют свои амбиции, честолюбивые мечты, которые они хотели бы осуществить через своих детей – вот почему они жестоки. Родители жестоки, потому что у них есть идеалы: они хотят, чтобы дети осуществили их несбывшиеся мечты. Дети должны быть их продолжением».(ОШО «Новый ребёнок») 

Гиперопека

Гиперопеку можно сравнить с «залюбленностью». Это чрезмерная забота, когда родители буквально не дают развиваться самостоятельности: «Сам ты плохо оденешься, дай я сама. С этими ребятами не дружи, научат плохому. Мама лучший друг, я должна знать о тебе всё». Защищают даже при отсутствии реальной опасности, постоянно держат около себя.

Родители, обеспечивая удовлетворение всех потребностей ребёнка (реальных и мнимых), ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимают «огонь» на себя, тем самым, попутно реализуя неосознанное желание в будущем получить от ребёнка всё вложенное в него: «Я тебе всю жизнь отдала, а ты…» (см. книги А. Некрасова «Материнская любовь»).

Результаты такого подхода на лицо:

  • Формируется эмоционально не зрелая, капризная, эгоцентричная, зависящая от мнения и заботы других неспособная к жизни личность.
  • Ярый несоглашатель будет протестовать по полной программе, зачастую действуя на зло, вовлекаясь в разные варианты социально опасного поведения. И, к сожалению, не только в период подросткового взросления.

Невмешательство / индифферентность

Это система независимого сосуществования под одной крышей людей, формально называющихся семьёй. Ребёнок предоставлен сам себе. Родители могут полагать, что это, мол, способствует развитию самостоятельности, ответственности.

В результате вырастают люди с эмоциональным голодом, которые любой взгляд в свою сторону будут воспринимать за любовь, и жестко разочаровываться раз за разом. Недоласканные в детстве, не получившие нужной родительской заботы, они вырастают одинокими, недоверчивыми, жаждущими любви, но не знающими что это такое.

Сотрудничество / авторитетный

Ведущая позиция воспитания   в данном случае – слово «мы». Ребёнку предоставляется определённая свобода (по возрасту), но рядом всегда находится взрослый, который готов вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, поговорить. Всю семью объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.    

«Вы не вмешиваетесь, если вы ЛЮБИТЕ. Вы говорите: «Хорошо, иди. Ищи СВОЙ путь, СВОЮ истину. Будь тем, кем ты хочешь быть. Я не встану у тебя на пути. И не буду мешать тебе своим опытом, потому что это МОЙ опыт. Ты – это не я. Ты не должен быть моей копией. Ты не должен имитировать меня. Я буду только помогать тебе. Кем бы ты не хотел быть – будь. С моего благословления и со всей возможной моей помощью». (ОШО «Новый ребёнок»)          

 По материалам книг Д. Балыко

 

Поиск

Актуально



Полезное чтение

gif20231

Родительский лекторий

Досуг детей

dosug2

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

Адаменко Светлана Викторовна

telefon

ipoteka2021

Яндекс.Метрика