«Поддержка материнства и детства, обеспечение достойного уровня и качества жизни российских семей входит в число наших национальных приоритетов» В.Путин

Что такое аутизм?

В переводе с латинского языка «аутист» означает «углублённый в себя». Это люди с нарушениями в развитии, отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Дети с аутизмом не умеют налаживать отношения с другими людьми, часто у них наблюдаются трудности с речью, им очень сложно контролировать и проявлять свои чувства. «Аутята» выстраивают свою сенсорную систему так, чтобы максимально минимизировать контакты с внешним миром. Взрослые люди с аутизмом рассказывают, что окружающий мир для них – хаос из людей, мест и событий, в котором им бывает очень трудно ориентироваться…

По данным американского Центра по контролю заболеваемости и профилактике прирост случаев аутизма в мире составляет около 15% в год.

Статистика такова – 1 ребёнок из 100 – ребёнок с аутизмом, и эта цифра с каждым годом становится всё более угрожающей.

На 1 девочку приходится 4 мальчика с аутизмом.         

Тем не менее у аутистов творческий и интеллектуальный потенциал огромен. Одарённых среди них не меньше, чем среди здоровых людей. Они становятся и художниками, и поэтами, и музыкантами… Только вот всё это, конечно же, нужно суметь развить. Если начинать специальные занятия с детьми в 2-3 года, у них есть шанс в 60% на успешную социализацию. В 4-5 лет это уже только 30%, а после 6-и шансов почти не остается.  

Вот что должно вас насторожить:

  • ребенок не смотрит в глаза;          
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;      
  • все время повторяет слова, фразы;           
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;  
  • не произносит слова, мычит;        
  • не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;      
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;     
  • трясет головой, руками, раскачивается;  
  • ходит на носочках;  
  • грызет пальцы, руки; бьет себя по лицу;   
  • у ребенка истерики, приступы агрессии; 
  • боится незнакомых/чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает;
  • боится света, всё время выключает его.

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребёнку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит.

Диагностический тест:

  1. Смотрит ли ваш ребёнок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
  2. Указывает ли ребёнок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
  3. Играет ли он игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везёт в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2-3-летнего ребёнка есть основания показать его специалисту.

Не стесняйтесь обращаться к специалистам – логопеду, психологу, психиатру. В ваших руках главное – бесценное время. Не бойтесь клейма больного ребёнка, бойтесь упустить шанс для него!

Методические материалы, сборники, интервью специалистов:

1.Алехина С.В. Интервью «Терпение родителей и труд специалистов могут принести хорошие результаты в воспитании детей-аутистов»
Первый канал, Центральное телевидение, 23 мая 2012

2.Аутизм и работа. Вместе мы сможем / пер. с англ. М. Шихиревой. – АНО «Наш Солнечный мир», 2017. – 64 с.

В этом сборнике приведены примеры многочисленных европейских проектов - успешных практик трудоустройства людей с аутизмом самого разного уровня функционирования и самостоятельности, описаны принципы правильной поддержки таких людей на рабочих местах. «Эта книга будет хорошим пособием для всех неравнодушных людей, специалистов и работодателей. Тех, кто захочет помочь людям с аутизмом обрести своё собственное уникальное место в обществе» (И.Шпицберг).С полной версией сборника можно ознакомиться на сайте АНО «Наш Солнечный мир» по ссылке (pdf).

3.Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» (Сборник упражнений для специалистов и родителей). – Минск: Издательство БелАПДИ «Открытые двери», 1997.

В издании представлено 296 описаний упражнений, которые должны проиллюстрировать содействие взрослого (родителя, специалиста) развитию в пределах функциональных сфер на различных стадиях развития ребенка:

  • Имитация
  • Восприятие
  • Грубая моторика
  • Тонкая моторика
  • Координация глаз и рук
  • Познавательная деятельность
  • Речь
  • Самообслуживание
  • Социальные отношения
  • Поведение

Скачать книгу «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей» можно на сайте БелАПДИ

 

Поиск

Актуально



Внимание! Полезное чтение!

vistavka 3kvart

Досуг детей

dosug2

Pozitiv kontent

Уполномоченный при Губернаторе
Ставропольского края по правам ребёнка

adamenko

 Адаменко Светлана Викторовна

telefon

Яндекс.Метрика