Версия для слабовидящих   (Крупнее)   (Мельче)
Центры помощи
Аутизм
Полезные сайты
Права и соцзащита детей с ОВЗ
Инклюзивное общество
Усыновление и приёмные семьи
Новости
Детям
Родителям
Специалистам
Особые дети
Правовой словарик
Ты и труд
Ты и семья
Ты и школа
Твои права и обязанности
Ты и полиция
Твоя безопаснось
Интернет-ресурсы в помощь
Готовьтесь к экзаменам в нашей библиотеке
Ведущие ВУЗы России
о ВУЗах Ставрополя и края
Всё что вы хотели знать о ГИА и ЕГЭ
Центры довузовской подготовки
Детские движения и организации
Адреса помощи
Интернет-зависимость
Игромания
Алкоголизм
Табакокурение
Наркомания
Полезные ссылки
Актив! Здоровье! Позитив!
Физкульт-привет
Закаливание
Распорядок дня
Идеальное меню для юного гурмана
Викторины о здоровье и ЗОЖ
Будь в теме!
Личная гигиена
Библио-кросс: читай о здоровье!
Ответы в книгах
Социолога
Юриста
Психолога
Программы, проекты
Детские омбудсмены
Законодательство
Семейная терапия
Электронный каталог
Актуально
Итоги социсследований
Проблемное поле
Онлайн - периодика
Информационно-правовые системы
Базы данных
Партнёры
Когда тебе трудно
Интернет - избранное
О службе
Социальная реклама
Родительский видеолекторий
Досуг
Развитие и образование детей
Здоровье
Беременность
Сайты для родителей
Библиотека
Азбука для родителей
Семейное законодательство
Полезная инфографика
Повышение квалификации
Методические материалы
Опыт работы библиотек
Общественные организации

Детские страхи 

«Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро все трое умывались, заправлялись бензином, маслом и водой, а затем везли пассажиров из деревни в большой город у моря…»

Так начинается сказка Дональда Биссета, английского писателя, художника, киноактера. Он сочинял сказки и сам рассказывал их по телевиденью, рисуя цветными фломастерами иллюстрации к ним. Его сказки не только развивают внутренний мир ребенка, но и учат взрослых быть детьми. Сближают. Радуют. Открывают главные секреты воспитания.

«Малютка-автобус … очень боялся темноты…» -  таинственным шепотом включаемся в игру: "А почему он боялся темноты?"Слушаем ответ ребенка.

«И вот мама сказала ему:

-Послушай-ка одну историю! Давным-давно темнота очень боялась автобусов. И однажды мама сказала ей: «Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, люди так и не узнают, что пора светить. Ну же, смелей!»

Конечно, после того как малютка-автобус узнает, что темнота тоже его боится, сказка кончится хорошо:«Пришел водитель, завел мотор, зажег свет, пришли люди, расселись по местам, кондуктор дал звонок, и маленький автобус поехал прямо в темноту к большому городу у моря».Ну а что делать, если ребенок боится не темноты, а чего-то другого? В итальянской народной сказке «Сны Гуалтьеро» говорится о несчастном юноше, которого мучают кошмары. Он страдает до тех пор, пока не открывает такой секрет: в любом страшном сне всегда можно увидеть что-то хорошее. Не правда ли, когда мы сталкиваемся с неудачей, мы тоже утешаем себя, пытаясь найти положительные стороны случившегося?Знакомый мудрый волшебник учит Гуалтьеро делать так, чтобы страшный сон развеялся, а то хорошее, что есть в этом сне, воплотилось в жизнь. Нужно сказать заклинание:

Все, что я вижу, я вижу во сне,

Но ты наяву приходи ко мне.

Возможно, после чтения сказки ребенок не преодолеет полностью свои страхи, но начнет о них говорить (вслух или на бумаге – с помощью красок), поймет, что не он один боится, поверит, что со страхом можно справиться и родные готовы ему помочь. Смел не тот, кто ничего не боится, а тот, кто справляется со своим страхом. А теперь пару слов о «вреднюгах». Бывают ситуации, когда «нельзя», «несмей» и «стыдись» нужны, но если речь идет о детских страхах, их нужно остерегаться.


Творчество – залог успеха

- Мне совестно признаться, что я не могу

выполнить своих обещаний! – со вздохом кончил Гудвин.

- По-моему, вы плохой человек, - сказала Элли.

-О нет, дитя мое! Я не плохой человек,

но очень плохой волшебник!

 

А Волков. «Волшебник Изумрудного города»

Существует мнение, что каждому человеку, в зависимости от его внутренних переживаний, можно подобрать книгу. Как лекарство в аптеке.Такое направление в библиопсихологии называется рецептурным. Но было бы слишком наивным продолжать верить в это, потому что самое важное в чтении – не книга, а читатель. Мы смотрим на страницы текста, словно на белый экран кинотеатра, и видим то, что рисует наше воображение. И еще потому, что нет готовых рецептов от всех проблем. Недаром лучшими авторами признаны те,  которые придерживаются традиций реализма.Нет готовых рецептов и в воспитании. Существует палитра, краски и вдохновение. Читать можно все. И чтение сопровождать игрой. В книге «365 игр для детей и взрослых» семья Беннетт предлагает интересные варианты:

  •  Дерево для чтения. В саду или огороде. Можно его украсить, а на лето повесить гамак для ребенка, а мама с папой внизу на скамейке читают.
  • Волшебные домики. На островах вдоль побережья Новой Англии существует магический обряд. Проходящий через местный лес делает домики для эльфов из сосновых шишек, веточек и прочих природных материалов. Вы со своим ребенком можете продолжить эту игру в окрестных лесах, строя домики для лепреконов и остальных подобных созданий.
  • Единицы измерения. В известном мультфильме бабушку Удава измеряли попугаями, слонами и мартышками. Почему бы Вам не создать собственные мерные единицы, названные в честь Ваших детей?
  • Сказки про названия улиц. Если Вам неизвестно происхождение названия Вашей улицы, не печальтесь – Ваш ребенок предложит свое толкование, причем, возможно, более удачное.

Придумывайте свои игры и задания к сказкам. Заканчивая строки «Волшебника Изумрудного города», спросите, что бы попросил у Гудвина Ваш малыш. Попробуйте сочинить продолжение – это очень увлекательное занятие…


Застенчивые и неугомонные 

Вениамин взял ранец забияки и безропотно потащил его.  

Калоша хотела было вмешаться,но передумала. 

 - Оба хороши, - сказала она себе. 

- Один забияка,А другой трус.  

Придется разбираться с обоими.  

Т. Крюкова. «Калоша волшебника» 

 

Когда ученые только начинали выявлять закономерности восприятия текста читателем, они предположили, что страдающим депрессией следует рекомендовать веселые книги, агрессивно настроенным людям – спокойные книги о природе.Свой подход они назвали аллопатическим (греч. аллос – другой). Но уже через несколько лет было замечено, что людей привлекают литературные герои, чем-то напоминающие их самих. Читателю легче представить себя на месте этого героя, легче усвоить уроки, которые преподносит ему автор.

«Жил-был на свете лев. Звали его Рррр. Он не умел громко рычать. И за это его прозвали Рррр Тихоня.Однажды мама сказала ему:

- Рррр, пойди в джунгли и порычи там вместе с другими львами.Рррр пошел в джунгли. Там было много львов, и все они громко рычали.

- Грррррр!

- А теперь ты порычи, - сказали они Тихоне…»

Просим ребенка порычать (тихо-тихо, ведь это рычит Тихоня). Еще тише. Хорошо!У Тихони был друг, «… который умел рычать громче всех в джунглях: «Грррррр!!». За это его прозвали Грррррр Грозный».

Теперь ребенок показывает, как громко умеет рычать другой лев. От души хвалим ребенка.В каждом из нас, возможно, уживаются эти два льва. Иногда бывает полезно выпускать Тихоню (в гостях, в поликлинике, в школе), а иногда на арену должен выйти Грррррр Грозный. Это когда нужно постоять за себя. Или когда просто хочется пошуметь во дворе. Но нужны два. Непременно два.Дональд Биссет недаром ввел в сказку короля, который «… приказал премьер-министру пойти в джунгли к Грррррр Грозному и пригласить его во дворец, чтобы он стерег драгоценности». Но в сказке была еще и королева.«Он так грозно рычит, что пугает ребенка, - сказала она.

- Я этого не потерплю!..

Грррррр подумал немного, потом пошел в джунгли, нашел там своего друга Рррр Тихоню и попросил его пойти вместе с ним в замок.Рррр пошел и стал рычать тихонько-тихонько:

- Рррр, рррр…

На этот раз королева осталась очень довольна.

- Прекрасно! – сказала она. – Решено, когда ребенок проснется, сторожить и рычать будет Грррррр Грозный, а когда заснет, рычать и сторожить будет Рррр Тихоня. 

 Рррр и Грррррр тоже были довольны и на радостях обнялись. Крепко-крепко!»


Ревность 

 

Старайтесь быть справедливымии по мере сил

 делить свои тепло и добропоровну между всеми

 дочками и сыночками –они в вас очень-очень нуждаются. 

Д. Даллос,французский психоаналитик 

«Мама, кого ты больше любишь: меня или Мусю? Нет, не говори, что все равно, все равно не бывает, кого-нибудь всегда чу-уточку больше, другого не меньше, но этого чу-уточку больше!Даю тебе честное слово, что я не обижусь (с победоносным взглядом на меня), если – Мусю. Все, кроме взгляда, было чистейшее лицемерие, ибо и она, и мать, и, главное, я отлично знали – кого, и она только ждала убийственного для меня слова, которого я, покраснев, с не меньшим напряжением ждала, хотя и знала, что не дождусь…»

Марина Цветаева была гениальна не только как поэт, но и как прозаик. В «Сказке матери» она вспоминает историю, которую придумала ее мама, чтобы доказать дочерям – Асе и Мусе – что она их любит одинаково сильно.

«Кого больше? Зачем же непременно кого-нибудь больше? – с явным замешательством (и явно оттягивая) – мать. – Как же я могу больше любить тебя или Мусю, раз вы обе мои дочери. Ведь это было бы несправедливо…»

Все родители любят своих старшеньких и младшеньких по-разному. Один непоседа, фантазер и шалун, второй – задумчивый маленький философ. Один реагирует, только когда запретишь смотреть мультик, другой – от замечания готов расплакаться. Один мечтает о шоколадных конфетах и велосипеде, другой – о маленьком хомячке. На первого чаще злимся, за второго больше тревожимся. Разные дети требуют разной заботы и разной любви, только почему-то мамы с папами терзаются чувством вины, этим «было бы несправедливо».  Объясняя детям, что они – разные, не забудьте сказать им, что  ревность – нормальное человеческое чувство. Ревновать можно. Нельзя строить друг другу козни. И любить по-разному тоже можно. Нельзя обделять кого-то вниманием…

Итак, жили-были мать и две дочери – старшая и младшая. Однажды пришел к ним злой разбойник, пожелавший узнать силу материнской любви, и велел отдать ему одну из дочерей. Мать же отказалась от такого выбора. И тогда разбойник приказал зажечь ей две свечи: левая будет старшая, а правая – младшая. Какая быстрее догорит, ту разбойник себе и возьмет. На том и порешили. Зажгли свечи.

«… Настало утро, взошло солнце. И вот, один другого не раньше, один другого не позже – с двух разных сторон – разбойник слева, мать справа – потому что от церкви расходились две совершенно одинаковых дороги, как две руки, как два крыла – и вот, по разным дорогам, с двух разных сторон, шаг в шаг, секунда в секунду, к церкви – а против церкви – солнце вставало – разбойник и мать. Открывают замок, входят в церковь, и –- Одна свечка совсем сгорела: че-ерная! А другая еще чу-уточку, - взволнованно, Ася.- Две черные, - трезво я. – Потому что, конечно, за целую ночь обе – две сгорели, но так как никто не видел, - то все опять сначала.

- Нет. Обе свечи горели ровно, одна другой не меньше, одна другой не больше, нисколько не сгорев, ни на столечко не сгорев… Как вчера поставили – так и стояли. И мать стояла, и разбойник стоял, и сколько они так стояли – неизвестно, но когда она опомнилась – разбойника как не было – как и куда ушел – неизвестно…»


Уважаемые родители, возможно, заметки психолога Доканевой Н.В.

 помогут и подскажут вам некоторые рецепты воспитания.

 

Книга – помощник в воспитании

 

                                                                    Те немногие взрослые, которые давали мне читать

                                                  всегда уходили в тень, оставляя меня с книгой,

                                                           и не позволяли себе выспрашивать, что я там понял.

                                                      Вот с ними я, естественно, говорил о прочитанном

                                                                                                                                                                                                                                                Д. Пеннак, писатель и педагог  

Давайте вспомним рассказ А.П. Чехова «Дома». Когда семилетний мальчик, сын прокурора, начал курить, что помогло отцу уберечь его от вредной привычки? Поучительная нотация? Наказание? Уговоры? Нет, сказка. Сказка о принце, который умер оттого, что постоянно курил, и о его отце-короле, несчастнее которого не было на свете.Да, Чехов жил в XIX  веке и писал о людях своего времени. Современные дети не такие. Но и сегодняшним детям и даже подросткам книга нужна. Нужна даже не столько книга, сколько общение с мамой и папой об этой книге. Не проверка знания текста, а общение на равных. Почему?

  • Напоминает о детстве, когда, лежа с плюшевым мишкой, слушали мамину сказку. И это было не воспитанием, а подарком.
  • С книгой безопаснее. Предусмотрительное чадо скорее задаст Вам такой вопрос: «А Денис Кораблев, когда не выполнил уроки, был плохим мальчиком?», - а не такой: «Что мне будет за двойку по чтению за невыученное стихотворение?».
  • Из книги можно узнать то, чего не узнаешь из собственного опыта. Если мама с папой развелись, и сын растет с мамой, как научиться быть настоящим мужчиной?

Речь не идет о воспитании только чтением, иначе мы просто переложим ответственность на «римлян и греков, написавших тома для библиотеки». Книга – всего лишь одно из средств. Осталось только выбрать этот самый нужный томик с полки…