Версия для слабовидящих   (Крупнее)   (Мельче)
Центры помощи
Аутизм
Полезные сайты
Права и соцзащита детей с ОВЗ
Инклюзивное общество
Усыновление и приёмные семьи
Новости
Детям
Родителям
Специалистам
Особые дети
Правовой словарик
Ты и труд
Ты и семья
Ты и школа
Твои права и обязанности
Ты и полиция
Твоя безопаснось
Интернет-ресурсы в помощь
Готовьтесь к экзаменам в нашей библиотеке
Ведущие ВУЗы России
о ВУЗах Ставрополя и края
Всё что вы хотели знать о ГИА и ЕГЭ
Центры довузовской подготовки
Детские движения и организации
Адреса помощи
Интернет-зависимость
Игромания
Алкоголизм
Табакокурение
Наркомания
Полезные ссылки
Актив! Здоровье! Позитив!
Физкульт-привет
Закаливание
Распорядок дня
Идеальное меню для юного гурмана
Викторины о здоровье и ЗОЖ
Будь в теме!
Личная гигиена
Библио-кросс: читай о здоровье!
Ответы в книгах
Социолога
Юриста
Психолога
Программы, проекты
Детские омбудсмены
Законодательство
Семейная терапия
Электронный каталог
Актуально
Итоги социсследований
Проблемное поле
Онлайн - периодика
Информационно-правовые системы
Базы данных
Партнёры
Когда тебе трудно
Интернет - избранное
О службе
Социальная реклама
Родительский видеолекторий
Досуг
Развитие и образование детей
Здоровье
Беременность
Сайты для родителей
Библиотека
Азбука для родителей
Семейное законодательство
Полезная инфографика
Повышение квалификации
Методические материалы
Опыт работы библиотек
Общественные организации

Внешний вид

Внешность – это, действительно, очень важно. И особенно в подростковом возрасте. Вот какая история приключилась с Энни из книги Шона Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров»: «Мои проблемы начались в первый год, когда я поступила в Институт Клэйтона.

 У большинства ребят в моем классе водились деньги. И то, как ты одет, было очень важно. Вопрос дня стоял так: кто в чем сегодня пришел? По поводу одежды даже существовали некие неписанные правила, например, никогда не надевать одну и ту же вещь дважды и никогда не надевать то же, что кто-нибудь другой. Модные бренды и дорогие джинсы были обязательны. Нужно было иметь вещи всех цветов и всех стилей… Мой гардероб ломился от одежды, но помню, что на меня временами накатывало беспокойство, потому что я не могла решить, что надеть… Скоро то, кто я, стало зависеть от того, с кем я провожу время, как выгляжу, что на мне надето. Я никогда не чувствовала себя счастливой и удовлетворенной… Я была умной, стройной и талантливой девочкой, но увязла в мире сравнений и стала считать себя ничтожеством… Началом выздоровления стала для меня встреча с несколькими действительно важными для меня друзьями, которые показали мне, что я имею ценность сама по себе, а не из-за того, что на мне надето…».

Шон Кови советует перестать сравнивать себя с другими: «Чтобы быть достойным человеком, не нужно выглядеть или одеваться как фотомодель. Ты знаешь, что нужно на самом деле. Не дай втянуть себя в эти игры и не слишком беспокойся о популярности в подростковые годы, потому что чаще всего популярность приходит  позже».

Если ты смотрел сериал «Школа №1», то, наверняка, пришел к похожим выводам: достоинство человека не зависит от его богатства – и Егор, и Виктор одинаково достойные парни, хотя иногда и совершают нелепые ошибки. А таким симпатичным девчонкам, как Саша, становится даже неловко от приглашения в супердорогое кафе.Недостатки внешности зачастую преувеличиваются в подростковом возрасте и большинство из них можно исправить или скрыть – для этого есть макияж, спортивный зал, парикмахерская и журналы по стилю. А для тех, кто все еще продолжает сравнивать себя с другими, есть аварская притча про красоту.


Друзья

Юноши и девушки чаще всего переживают, когда этих самых друзей нет. Как поступить в этом случае? На вопрос: «У меня нет друзей. Что делать?», - юные читатели библиотеки дали такие советы:

  •        Познакомься с интересным человеком и общайся с ним. Вот тебе и друг!
  •          Знакомься с любыми людьми и выбирай лучших, и будут тебе друзья.
  •          Не бойся и знакомься с новыми друзьями.
  •          Если у тебя мало друзей, значит, в тебе есть то, что не нравится людям. Попробуй измениться, стань дружелюбнее и люди к тебе потянутся. Будь всегда хорошим человеком и никогда не бросай друзей!
  •       Стань оптимистичней, веселее, побольше шути, гуляй.
  •       Улыбайся! Не бойся сказать «привет» девочке или мальчику.

Эти советы чем-то перекликаются с книгой американского психолога и преподавателя Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Дейл Карнеги родился 24 ноября 1888 в Миссури. Его родители были бедными фермерами. Образование в педагогическом колледже он получил только благодаря своей настойчивости, усердию и огромному желанию. Учился он в перерывах от работы на ферме, в общественной жизни колледжа почти не участвовал из-за отсутствия времени и нормальной одежды. В колледже обучалось 600 человек студентов, и только шестеро из них, включая Дейла Карнеги, не имели возможности снимать себе жилье в городе, где находился колледж. Карнеги стыдился своей бедности. Стремясь преодолеть быстро развивающийся комплекс своей неполноценности, он стал искать возможность в чем-нибудь отличиться. По совету матери Карнеги решил добиваться побед на поприще ораторского искусства, записавшись в дискуссионный кружок. Он практиковался сидя в седле, галопируя в колледж и обратно, разучивал свои речи во время дойки коров, а потом, взобравшись на вершину громадной кипы сена в амбаре, с величайшим жаром и жестикуляцией обрушивал на перепуганных голубей потоки гневных тирад о необходимости запретить иммиграцию японцев в США. Однако, несмотря на всю серьезность его подготовки, он терпел поражение за поражением. Ему в то время было 18 лет, и он был горд и чувствителен. Карнеги был так растерян и угнетен своими неудачами, что ему даже приходили в голову мысли о самоубийстве. И вдруг, совершенно неожиданно для самого себя, он начал побеждать буквально во всех дискуссиях, проводившихся в колледже. Другие студенты стали упрашивать его поучить их, и после того, как он начинал с ними заниматься, они тоже добивались побед. С 1911 года начинает преподавать риторику и сценическое мастерство, вскоре организуя собственную школу. Одновременно путешествует по стране с популярными лекциями и публикует эссе на разные темы. В 1933 году главный управляющий издательства "Саймон энд Шустер" Леон Шимкин прослушал его авторский курс. На него произвели впечатление не только аспекты курса, связанные с ораторским искусством, но и содержавшиеся в нем принципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будет пользоваться большим спросом, он предложил Карнеги систематизировать все преподносимые им  материалы и оформить их в виде книги. Советы Дейла Карнеги сводятся примерно к следующему:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям.
2. Улыбайтесь! Ведь это простейший способ произвести выгодное первое впечатление.
3. Помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе - это легчайший способ стать хорошим собеседником..
5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника.
6. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.

 

Бывает и так, что друзья у тебя есть, но они тебя чем-то не устраивают. В «Дневнике Барби» Варя пишет про свою подругу: «Она каждый вечер ко мне приходит, чтобы рассказать о том, как у нее прошел день, как будто мне больше заняться нечем, как выслушивать пересказ ее нудного распорядка дня. А меня, что характерно, никогда ни о чем не спрашивает. НИКОГДА И НИ О ЧЕМ!!! Ярость душит, как подумаю об этом. А сделать ничего не могу, потому что я – слабохарактерная. Это у меня наследственное: в нашей семье все слабохарактерные. Мы не умеем чужим противостоять. Вот своим – пожалуйста, сколько угодно. А чужим «нет» не приучены говорить». Подруга, которая все покрывало внимания тянет на себя, - это, конечно, не конфета. Дружить с такими людьми тяжело, но ведь дружба для того и существует – подсказать, где именно человек не прав, и как рядом с ним чувствует себя собеседник. Намного честнее быть искренним, а не злиться наедине с собой.

Если ты не уверен в компании, в которую ты попал, попробуй поговорить со взрослым, которому ты доверяешь. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, дедушка, тетя, преподаватель… Возможно, они дадут тебе дельный совет.


Выбор профессии

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть?

- Мне все равно… - сказала Алиса

- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.

                                          Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

 

Одна старшеклассница долго выспрашивала у меня совета – как объяснить родителям, что она хочет быть проводницей поезда. Когда я поинтересовалась, что привлекает ее в этой профессии, та ответила: «Я еду в поезде международного класса. Я – проводница. В купе, которое я обслуживаю, сидит компания молодых людей, они говорят по-английски. Я им улыбаюсь, они мне тоже». Вся беда этой девушки в том, что она не хочет быть проводницей, она хочет быть в центре внимания молодых привлекательных парней. Какая девушка этого не хочет? А вот другую сторону медали выбранной профессии старшеклассница и замечать не пытается: длительные поездки в сорокоградусную жару, уборка туалетных помещений в поезде, разрешение конфликтных ситуаций между скандальной женщиной и дедушкой, нежелающим открывать окно…

Понять, что же ты на самом деле хочешь,  бывает не так уж просто. Вспомним хотя бы Холдена из повести Д. Селинджера «Над пропастью во ржи». Рассуждая о своем будущем, он просит сестренку Фиби представить такую картину: "Понимаешь, тысячи малышей играют вечером в огромном поле ...  А я стою на самом краю обрыва… и мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть... Они играют и не видят, куда бегут..., и я ловлю их. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему". 

В выборе профессии есть и другая крайность – когда, наоборот, молодые люди игнорируют свои желания. Поступают туда, куда им советуют старшие или туда, где, по их мнению, после окончания ВУЗа можно будет устроиться. Но рынок труда меняется, популярной может стать неожиданная профессия, а работа, которая тебе не в радость, далеко не всем сумеет принести прибыль и удовлетворение. Встречаются и те, кто поступает на какой-то факультет «за компанию», или потому что в школе был приятный учитель по какому-то предмету.  Как не допустить ошибок?

Специалисты в области профориентации рекомендуют придерживаться формулы «Могу – хочу – надо». Это значит, что, прежде чем выбрать профессию, нужно ответить на вопросы: на что ты способен (сможешь ли заниматься тем, к чему так стремишься?), чего ты хочешь, и будет ли выбранная тобой профессия востребована на рынке труда.

Может быть и так, что от природы ты – одаренный ребенок, учишься хорошо по всем предметам. И определиться в выборе становится совсем не просто. Не огорчайся. Главное, не забывай, что, обучаясь в ВУЗе, ты имеешь право перевестись на другой факультет. А многие взрослые люди, получив специальность и проработав несколько лет, меняют сферу деятельности и нисколько об этом не жалеют. Выбор есть всегда, главное, понять, что делаешь этот выбор ты, а не кто-то другой.


Экзамены на носу

Экзамены и контрольные пугают не только Джулию. Что скрывать – почти всех. Ни для кого не секрет, что к экзаменам нужно готовиться заранее. Существует действенный способ запомнить нужную информацию надолго. Он заключается в том, чтобы повторить материал, изложенный на уроке учителем, пять раз:

  • через несколько часов после разъяснения нового материала;
  • на следующий день;
  • через неделю;
  • через месяц;
  • через полгода.

Но этого все равно никто не делает, поэтому воспользуемся другими способами. Важно знать, что лучше всего запоминаются слова и цифры, стоящие в начале или конце строки или страницы. Еще лучше они запоминаются, если их выделить ярким текстовыделителем. Иностранные слова, новые термины легче выучить, если придумать к ним какую-нибудь ассоциацию (слово, на которое похож этот непонятный термин, движение и т.д.). Главное – выбрать удачную ассоциацию, а не следовать примеру главного героя рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».У каждого человека свой стиль запоминания. Кому-то нужно проговорить информацию вслух, кому-то – записать ее, кому-то достаточно прочитать или прослушать аудиозапись. Очень эффективно составлять листы опорных конспектов: берем чистый лист бумаги, яркий фломастер (любимого цвета), посреди листа пишем тему, например, «Царства живого». От темы во все стороны рисуем четыре стрелки, которые, как ты догадался, указывают на эти самые царства. Под одной стрелкой рисуем любимого животного (Виртуального Кота). Под другой – любимое растение (апельсиновую рощу или шоколадное дерево?). Под третьей – гриб (белый, чего там мелочиться). Под четвертой маленькой точечкой обозначаем бактерию. Пока мы все это рисуем, картинка сама собой запечатлеется в голове: царства живого – это Животные, Растения, Грибы и Бактерии.Если ты не обладаешь способностями Пикассо (хотя уровень твоего художественного таланта значения для запоминания не имеет), можешь воспользоваться литературным даром. Для этого всего лишь нужно сочинить историю, где встречаются все слова: царство, живое, животное, растение, гриб, бактерия.  Предоставим тебе возможность самостоятельно сочинить такую историю. Кстати, тренируется не только память, но и воображение.Готовясь к экзамену, наметь, какие вопросы в какой день ты будешь учить. Лучше всего начать с легких вопросов – ты их уже почти знаешь, времени на их изучение уйдет не так много, а больше половины материала ты выучишь (потому что легких вопросов больше. Если ты, конечно, учился в течение четверти). В последний день никакого нового материала постарайся не учить, а пораньше ложись спать, приняв теплую ванну. А теперь – на экзамен. Одеваться вызывающе на него нельзя. Грубить и возражать учителю – тем более. Прочитай вопросы, успокойся. Даже если билет попался неудачный, ты все равно что-то знаешь (ты ведь готовился). Записывай все, что приходит в голову по теме билета. Выстрой план рассказа. Старайся чаще использовать слова и интонации, которые обычно употребляет учитель (не переборщи). И не читай текст с листа – экзаменатор подумает, что ты воспользовался шпаргалкой и не можешь воспроизвести текст своими словами. Кстати, если ты не умеешь отличать глупые подсказки от «умных», лучше молчи. А то получится, как в «Старике Хоттабыче»: «Индия, о высокочтимый мой учитель, находится на самом краю земного диска…»

   Помни: провал экзамена – это не конец света. Остап Бендер только бы посмеялся и зашел в новую дверь на совершенно другой экзамен…


Ссоры с родителями

"Разве можно такое писать?! Разве можно выносить на всеобщее обозрение то, что происходит у кого-то в семье?! Такую печатную продукцию нельзя рекомендовать детям!" – негодовала восьмиклассница в отношении книги Эдды Ле Шан «Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума» (Ле Шан, Э. Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума/Э. Ле Шан.-СПб.:Прайм - ЕВРОЗНАК,2007.- 415с. - (Советы детского психолога с мировым именем)), и многие ребята были с ней совершенно согласны. Что же такого написала «великая бабушка всех родителей»? Приведу несколько ситуаций из книги, на которые так бурно отреагировал класс.

История Ким

«…Ким страшно поругалась с мамой из-за того, можно ли ходить в школу в джинсах. Ким сказала, что им это разрешают, но мама ответила:

- А мне неважно, разрешают или нет! Я не позволю тебе наряжаться в школу, будто оторва какая-то!

Ким вышла из себя.

- Ничего ты не понимаешь! – кричала она на маму. – У тебя средневековое воспитание, и вообще ты разжирела, что ни в какие джинсы не втиснешься, вот тебе и завидно!

Мама Ким расплакалась. Она ужасно переживала из-за своей полноты, и Ким очень ее обидела.

- Ой, мамочка, я вовсе не хотела быть такой злюкой! – спохватилась Ким. – Ты же такая красивая, и я тебя очень-очень люблю!

Ким с мамой обнялись, и мама сказала:

- Конечно, я вовсе не считаю, что ты похожа в джинсах на оторву! Знаешь, если разозлишься, можно таких глупостей и гадостей друг другу наговорить!

Первую неделю в школе Ким носила юбку со свитером. А когда она после школы пригласила к себе подружек, миссис Бергер своими глазами убедилась в том, что Ким говорила ей правду: все девочки были в джинсах. И тогда она объявила:

- Носи на здоровье джинсы, а я пойду на фитнес!..»

История Джулии

Джулия рассказывает, что однажды утром ей было ужасно плохо, и она не хотела идти в школу. У нее болели голова и живот. В тот день ей предстояло писать контрольную по математике, но утром ей стало так худо, что даже с постели было не встать. 

"Мама поставила ей градусник и сказала: 

- Ты совершенно здорова. Поднимайся и отправляйся в школу. 

Джулия встала, но не успела дойти до ванной, как ее вырвало. Тогда мама рассердилась – и рассердилась сильно.

- Я знаю, что тебе просто не хочется писать контрольную! – закричала она. – На самом деле ты не больна!

- Мам, а помнишь, как ты в первый раз шла на новую работу и у тебя началась ужасная мигрень? – спросила Джулия. – Ведь голова у тебя тогда болела по-настоящему, а температуры тоже не было!

Тогда мама Джулии вымыла пол и села подумать.

- Да, ты права, - кивнула она наконец. – Болезнь может быть самой настоящей, даже если началась она из-за мыслей. Да, ты действительно плохо себя чувствуешь, - продолжала мама Джулии, - но я-то ведь тогда встала и пошла на работу, помнишь? Приняла аспирин и сказала себе, что имею полное право бояться в первый раз идти на новую работу. Давай-ка я найду какое-нибудь лекарство от расстройства желудка, а то, что ты боишься контрольной, абсолютно нормально. Если ты ее завалишь, это вовсе не конец света, а пойти и попробовать написать так или иначе стоит. 

Джулия глубоко вздохнула от облегчения. Контрольную она написала на тройку, но уверена, что получила бы двойку, если бы мама не помогла ей признать и принять собственные страхи".   Подобных историй хватает в семье каждого подростка: иногда мы ссоримся с родителями, но они не перестают нас от этого любить. Даже если говорят не очень лестные слова в наш адрес. И поводы для ссор могут быть самыми разными – подростки-то становятся взрослее и самостоятельнее, а родители все еще стремятся их опекать. Самое главное – стараться обсуждать те проблемы, которые возникают между тобой и родителями, не замалчивать, не хранить обиду в себе. Родители не всегда способны понять те чувства и переживания, которые испытывает сын или дочь. Лучше всего сказать: «Когда ты… (называешь меня оторвой), я чувствую себя …  (я очень на тебя злюсь), потому что… (не заслуживаю таких сравнений). Прошу тебя… (не называй меня так больше)». Иногда вам легче поставить себя на место родителей, чем им – себя на ваше место. И тогда просто постарайтесь понять маму или папу.

 История Мануэля

«Я был готов накричать на отца за то, что он вечно пристает ко мне, сделал я уроки или нет. И вот однажды, когда мне было лет десять, я услышал, как папа разговаривает с дедушкой. Я впервые заметил, что дедушка ведет себя, будто следователь на допросе. Ему требовалось точно знать, как у папы дела на работе, и он занудно твердил, что надо больше стараться и получить повышение по службе. Наверное, я просто подрос и наконец понял, что, когда папа был школьником, его, наверное, все время проверяли. И когда папа в очередной раз спросил меня, сделал ли я уроки, я ответил: «Да, папа, все сделал». Я даже не разозлился, ни чуточки! Мне было страшно жалко папу, потому что его отец так с ним обращался, и я решил побольше его расспрашивать и вообще показать ему, что я от него просто балдею».

Наверное, восьмиклассница где-то была права: рассуждать с другими ребятами о том, как в описанных ситуации можно было поступить, очень непросто, потому что все люди несовершенны и делают ошибки, и мы, и наши родители. Мы можем соглашаться с кем-то или не соглашаться, наш жизненный опыт остается уникальным. А в книгах мы отыскиваем чем-то похожую историю…


Юные друзья!

Предлагаем вашему вниманию заметки - советы психолога  Доканевой Н.В. 

Придуманный разговор

Андрей, 9 «а» класс.  «Когда тебе трудно» - это что? Советы какие-то – что делать, когда тебе трудно? Вообще-то я не понимаю, зачем нам все эти советы. Их и в школе от учителей достаточно поступает, и дома родители "мозги делают", а тут хочешь в Интернете "поторчать", а с web-страниц опять – что делать, как себя вести, как одеваться! Досада какая!

Кот Ученый Виртуальный. Но ведь что-то потянуло тебя заглянуть именно на эту страницу? Может, хочется просто узнать, чем живут другие парни и девчонки в переходном возрасте, какие советы дают они сами?

Андрей. Вот если бы дали такой совет – как себя вести, чтобы все парни и все девчонки были от тебя просто без ума и чтоб прислушивались всегда к твоему мнению, чтобы быть среди них авторитетом, чтобы никто не сомневался, что ты в школе – самый-самый…

Кот.Самый остроумный, самый независимый (не только от родителей, но и от шуток одноклассников, отпускаемых по поводу твоего прикида или того, с кем ты встречаешься или не встречаешься), с яркой внешностью (выделяешься на каждой групповой фотографии), самый находчивый (умеешь произвести впечатление как на любого парня или девушку, так и на учителей), самый знаменитый (у тебя берут интервью на радио, поскольку у тебя есть хобби, скажем, черный пояс по каратэ)… И к тому же у тебя отличная память и ты запоминаешь любой урок с полувзгляда в учебник. И давно уже знаешь, какая профессия тебе нужна.

Андрей. Да! Неплохая картинка.

Кот.  Очень трудно дать действенный совет, как стать такой суперзвездой. Яхта практической психологии может пойти ко дну. Но психологи выкручиваются по-своему. Они в таких ситуациях часто спрашивают: а разве без этой звездной картинки в твоей настоящей жизни, а не той, о которой ты мечтаешь, все так уж плохо?

Кот.  Конечно, плохо! Разве вы не знаете, какие в компаниях подростков могут быть неадекватные личности.Из-за них вся школа страдает, а изменить никто ничего не может! Они про тебя сплетни по школе пустят, а ты ни переубедить никого не сможешь, ни этим языкатым ничего не возразишь… На уроках сидишь, ничего не соображаешь после этого, а тут, как на зло, контрольная тренировочная перед ЕГЭ, а дома родители "втирают", что мы, мол, в твоем возрасте Нобелевскую премию получали, и что карманных денег на этой неделе тебе не видать, а ты и так уже две недели не ходил ни на дискотеку, ни в кафе девчонку не приглашал. Да и с девчонкой-то, если честно, не так-то просто. Но в этом ты никому не признаешься, только наедине с самим собой рассуждаешь, и тогда кажется, что тебя никто не понимает и жизнь бессмысленна. И думаешь: почему ни у кого нет таких проблем, как у тебя, и только тебя вечно куда-то засасывает. Благодаря каким чертам характера ты такой неудачник? Девчонки любят читать сестер Воробей, может, потому что эти сестры попадают в самую точку - передают переживания. «… Никому не могу рассказать о том, что случилось, - ни маме, ни отцу. Заранее знаю, что они скажут. Сначала: «Хватит заливать» или что-то в этом роде. А потом, если поверят в серьезность всего происходящего: «Так мы и знали, что ты вляпаешься в какую-нибудь историю». Помочь мне они все равно не смогут, если бы и хотели, так зачем же расстраивать их понапрасну?»

Кот. Но эти же сестры Воробей в этом же самом «Дневнике Барби, или Веселой распродаже» пишут: «… Я такая же, как все. А ведь очень долго, целых шестнадцать лет, была просто уверена, что ни на кого не похожа. Может быть, это вообще самое большое, серьезное открытие, которое рано или поздно должен сделать каждый человек: человек должен понять, что он – такой же, как все. И вместе с разочарованием придет легкость, потому что, если уразуметь, что твоя боль, твое страдание ничуть не уникальны, это сразу снимает половину их тяжести».

Андрей. Наверно, они правы. Многих девчонок и мальчишек мучает примерно одно. Но половина тяжести все еще остается: проблем-то, действительно, хватает…