Проблемы чтения. Детское чтение
Поливанова, К.Н. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры / К.Н. Поливанова, Е.В. Сазонова, М. Шакарова // Вопросы образования. – 2013. – № 4. – С. 283-299.
В статье представлены два эмпирических исследования: сюжетно-ролевой игры дошкольников на основе современных мультсериалов и подросткового чтения на материале книг Дж. Роулинг. Показано, что игра современных дошкольников обладает развивающим потенциалом, а ее сюжеты воспроизводят сложные коллизии в отношениях между людьми. Исследование причин популярности книг о Гарри Поттере обнаружило особую чувствительность подростков к характеристикам действия – яркого, героического, с неизвестным результатом. Отмечается, что современные культурные тексты для детей и подростков обладают развивающим потенциалом, но игнорируются системой образования.
В областном библиотечном исследовании с целью изучения читательских предпочтений детей младшего, среднего и старшего школьного возраста приняли участие библиотеки 3 городов и 18 районов Орловской области.
Опрос: 30% россиян никогда не были в библиотеке / Фонд общественного мнения, 2013.
Опрос проводился с целью изучения интереса россиян к существующим в России библиотекам. Жители России ходят в библиотеки реже, чем десять лет назад. 59% респондентов считают, что библиотеки должны сменить формат и стать культурными центрами.
Целью исследования было изучение соответствия запросов читателей репертуару имеющейся в библиотеках литературы и других документов, мотивации спроса, а также степень информированности школьников о новинках детской литературы.
В монографии рассмотрены проблемы детского чтения в малых северных городах и реализация на местах Национальной программы поддержки и развития чтения, разработанной с целью координации деятельности всех социальных институтов, связанных с чтением. В социологическом исследовании «Детское чтение в малых городах ХМАО-Югры» сделана попытка изучить проблемы управления читательской деятельностью в комплексе: провести анализ воздействия всех социальных институтов на читательскую социализацию (семьи, образовательных учреждений, библиотек), дать характеристику самой большой группе читателей – детям.
В основу издания положены данные общероссийского опроса, проведенного в сентябре 2008 г. Аналитическим центром Юрия Левады («Левада-Центр») по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Анализируются изменения картины массового чтения россиян в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», наметившиеся еще к середине 1990-х гг. и окончательно обозначившиеся в 2000-е гг. Основные проблемы и тенденции в массовом чтении рассматриваются во взаимосвязи с процессами социокультурных изменений в России.
Аналитический материал представляет собой содержательный обзор наиболее актуальных тенденций в области чтения, посещения библиотек, развития книгоиздательства на протяжении 2000-х гг. Авторы возвращают нас к «истокам» – тем факторам, которые, начиная с 1990-х, коренным образом изменили картину массового чтения россиян.
Социолог РГДБ Е.А. Колосова представила результат большой исследовательской работы – изучения чтения детей младшего школьного возраста в ряде регионов страны, проведенного с помощью специалистов детских и детско-юношеских библиотек. Автором рассмотрены основные современные концепции теории социализации детей раннего возраста (от года до 11 лет), в которых процесс социализации описывается через обращение к чтению. Исследователь предлагает новые подходы к изучению детского чтения в ракурсе теории социализации личности, дает новые термины. В работе показаны как старые (традиционные), так и новые читательские практики современных детей.
Авторы рассказывают о Всероссийском исследовании, проведенном отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки в 8 федеральных округах РФ. Основной целью исследования было рассмотрение динамики воспроизводства так называемых традиционных практик детского чтения и наметившейся тенденции распространения новых.
В сборнике представлены статьи, освещающие различные проявления феномена моды в сфере книжной культуры. Это первая попытка осмыслить особенности влияния моды на литературный процесс, читательское поведение, книгоиздание, книгораспространение, содержание библиотечной деятельности, архитектуру и дизайн библиотечных зданий. Издание адресовано специалистам книжного дела, социологам, профессионалам, непосредственно связанным с литературой, а также всем тем, кого интересуют проблемы моды, книги и чтения.
В сборнике собраны актуальные материалы первой половины 2000-х, касающиеся проблем детского чтения: смены модели чтения, изменения читательских предпочтений, роли библиотек в обеспечении и поддержке детского и семейного чтения и др.
В сборнике представлены не потерявшие актуальности материалы научно-практического характера, отражающие результаты первого года работы по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Затронуты проблемы, связанные с преодолением кризиса чтения в России, выполнением библиотеками миссии культурного посредничества между читателями и печатной продукцией. Сборник содержит материалы о проектной деятельности библиотек в поддержку чтения, новых формах стимулирования читательской активности взрослых и детей: фестивалях книги и чтения, мастерских чтения, конкурсах и т.д.
Замечательная книга «Родительское собрание по детскому чтению» предлагает целый комплекс информационно-методических материалов, разработанных лучшими российскими специалистами по чтению, например, сценарий проведения общешкольного родительского собрания для директоров школ и классных руководителей, а также рекомендательные списки и памятки для родителей, отражающие «золотую полку» и ядро современного книжного потока, сценарии конкурсов «Папа, мама, я – читающая семья», тесты и викторины по чтению и другие материалы. Материалы сборника помогают найти эффективные механизмы вхождения в родительскую среду, чтобы родитель стал помощником и библиотекаря, и педагога в деле приобщения детей к книге и чтению.
Сборник составлен по материалам Общероссийского родительского собрания по чтению детей и подростков и содержит разумные и простые методики, успешно апробированные в школах, детских библиотеках, общественных организациях. Доклады, презентации, мастер-классы включают обширный и разнообразный опыт работы с родителями по поддержке чтения. Понимание чтения как важной жизненной ценности, а значит успешного будущего детей – такова цель родительских собраний по детскому чтению в школах, дошкольных учреждениях, центрах досуга детей.
Интересный материал коллег из ЦБС г. Челябинска представляет краткий анализ читательских предпочтений детей XIX и XX в. Представление отечественных и зарубежных произведений, которые любили читать дети прошлого и позапрошлого веков дает наглядное представление о вкусах детей и подростков прошлых столетий.
Выпуск информационного издания «Чтение в библиотеках России» посвящен исследовательской деятельности российских библиотек разного уровня в области изучения читателей и чтения. В основу сборника легли материалы Всероссийской конференции «Чтение: исследовательские проекты библиотек России», а также статьи, освещающие исследования последних лет, проведенные в регионах.
В издании представлены материалы комплексного исследования, проведенного в 2011–2012 гг. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки совместно с кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. Целью исследования, особенностью которого стало сочетание социологического и психологического подходов, было изучение состояния чтения и новых читательских практик московских подростков 11–14 лет (учащихся 5–8 классов) в контексте развития новой электронной среды. Результаты исследования дают возможность увидеть процессы и тенденции в сфере чтения подрастающего поколения, а также позволяют переосмыслить роли «руководителей» детского чтения – родителей, учителей, школьных и детских библиотекарей в контексте меняющейся медиасреды.
Большой теоретический и практический материал посвящен различным аспектам детского чтения, мифам, проблемам и негативным явлениям в этой среде. Автор отмечает, что состояние чтения детей и подростков сегодня – это часть общих проблем чтения в России в целом. Изменения в чтении детей и взрослых накапливались исподволь, поэтому необходимо представлять динамику этого процесса в общем мировом контексте. Реформы, проводившиеся за счет населения России, сказались на состоянии массового чтения многих социальных групп. Особенно кардинально меняется в последнее десятилетие чтение детей, подростков и юношества.
Чудинова, В.П. Чтение детей как национальная ценность / В. П. Чудинова. – М., РГДБ, 2012.
Известный социолог детского чтения В.П. Чудинова рассуждает о мифах, сложившихся, вокруг такого явления, как детское чтение, приводит результаты нескольких социологических исследований, анализирует основные тенденции развития проблемы.
Сборник содержит основные результаты исследования «Анализ структуры читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности периодической и непериодической печатной продукции». Проект выполнен в 2001 г. специалистами РГДБ с помощью детских библиотек России по договору с издательством «Детская литература». Собранные материалы позволили провести общий анализ положения с обеспечением и поддержкой детского чтения, состояния исследований в этой области, фондов библиотек для детей, изучения различных аспектов развития литературы и издания книг для детей. Они, несомненно, представляют интерес для специалистов и могут быть использованы в исследовательской, методической и прогностической деятельности.
|